Verification: d44cd8aecc6251d9

Профилактика экстримизма среди молодёжи

О мерах профилактики и противодействия экстремизму

развернуть
Материал подготовлен
 Управлением внутренних дел
Гродненского областного исполнительного комитета
Управлением Следственного комитета Республики Беларусь
по Гродненской области

 

Законом «О противодействии экстремизму» определены основные термины, в частности, раскрыты понятия экстремизма, экстремистских материалов, организаций и формирований, символики и атрибутики, финансирования экстремистской деятельности. Также определены меры противодействия экстремизму.

Экстремизм (экстремистская деятельность) - деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства, либо политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, в том числе иностранных или международных организаций или их представительств, формирований и индивидуальных предпринимателей по планированию, организации, подготовке и совершению посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественную безопасность путем:

- насильственного изменения конституционного строя и (или) территориальной целостности Республики Беларусь;

- захвата или удержания государственной власти неконституционным путем;

- создания экстремистского формирования либо участия в экстремистском формировании;

- содействия осуществлению экстремистской деятельности, прохождения обучения или иной подготовки для участия в такой деятельности;

- распространения в этих целях заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, дискредитирующих Республику Беларусь;

- оскорбления в этих целях представителя власти в связи с исполнением им служебных обязанностей, дискредитации органов государственной власти и управления;

- создания в этих целях незаконного вооруженного формирования;

- осуществления террористической деятельности;

- разжигания расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды, вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы, в том числе совершения в указанных целях противоправных деяний против общественного порядка и общественной нравственности, порядка управления, жизни и здоровья, личной свободы, чести и достоинства личности, имущества;

- организации и осуществления массовых беспорядков, актов вандализма, сопряженных с повреждением или уничтожением имущества, захвата зданий и сооружений, иных действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активного участия в них по мотивам расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды, вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы;

- совершения в этих целях незаконных действий в отношении оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;

- пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

- распространения экстремистских материалов, а равно изготовления, издания, хранения или перевозки таких материалов в целях распространения;

- реабилитации нацизма, пропаганды или публичного демонстрирования, изготовления, распространения нацистской символики и атрибутики, а равно хранения или приобретения такой символики или атрибутики в целях распространения;

- воспрепятствования законной деятельности государственных органов, в том числе Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательных комиссий, комиссий по референдуму, комиссий по проведению голосования об отзыве депутата, а также законной деятельности должностных лиц этих органов, комиссий, совершенного с применением насилия, угрозы его применения, обмана, подкупа, а равно применения насилия либо угрозы насилием в отношении близких указанных должностных лиц в целях воспрепятствования их законной деятельности или принуждения к изменению характера такой деятельности либо из мести за исполнение ими служебных обязанностей;

- финансирования экстремистской деятельности;

- публичных призывов к организации или проведению в этих целях незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования с нарушением установленного порядка их организации или проведения, либо вовлечения лиц в участие в таких массовых мероприятиях путем насилия, угрозы применения насилия, обмана или выплаты вознаграждения, либо иной организации или проведения таких массовых мероприятий, если их проведение повлекло по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере.

Существует понятие  экстремистских материалов - это символика и атрибутика, информационная продукция (печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, плакаты, портреты, транспаранты и иная наглядная агитация, рекламная продукция), предназначенные для публичных демонстрации, использования и распространения либо распространенные любым способом в целях вовлечения в экстремистскую деятельность и ее пропаганды и признанные экстремистскими материалами по решению суда.

Список материалов, признанных экстремистскими, постоянно актуализируется и с ним каждый гражданин может ознакомиться на сайте Министерства информации Республики Беларусь.  

С развитием сферы информационно­-коммуникационных технологий возросло число угроз и противоправных деяний, в т.ч. экстремистской направленности, совершаемых с использованием сети Интернет. В настоящее время злоумышленниками совершенствуются формы и методы осуществления преступной деятельности, а совершая их в глобальной сети нарушители закона рассчитывают на то, что останутся безнаказанными и смогут избежать ответственности. Однако, благодаря должному уровню взаимодействия право охранительных структур, раскрыто множество таких преступлений.

Территориальными следственными подразделениями Гродненской области в период с августа 2020 года по настоящее время окончено производство передачей прокурору для направления в суд по порядка 480 уголовным делам рассматриваемой категории в отношении 500 обвиняемых по 1004 преступным эпизодам преступной деятельности.

Основную массу среди них составляют уголовные дела, возбужденные по:

- статьям 188, 369, 391 Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающим ответственность за преступления против порядка управления и правосудия, как правило, связанные с клеветой и оскорблениями должностных лиц государственных органов, санкции статей предусматривают наказание до 3 лет лишения свободы;

- статьям 367 и 368 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам оскорблений и клеветы в адрес Президента Республики Беларусь, санкции статей предусматривают наказание до 6 и 5 лет лишения свободы соответственно;

- статьям 364, 366, 389 Уголовного кодекса Республики Беларусь насилия либо угрозы применения насилия в отношении сотрудников органов внутренних дел либо их близких, должностных лиц, судей, санкции статей предусматривают наказание до 7, 8 и 3 лет лишения свободы соответственно;

- статье 203-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам незаконных действий в отношении информации о частной жизни и персональных данных представителей власти и должностных лиц, санкция статьи предусматривает наказание 5 лет лишения свободы;

- статье 341 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам осквернения сооружений и порчи имущества, санкция статьи предусматривает наказание до 3 лишения свободы;

- статьям 293, 342 Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающим ответственность за организацию групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок, массовых беспорядков и участие в таковых, санкции статей предусматривают наказание до 15 и 4 лет лишения свободы соответственно;

- статье 130 (разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни) У головного кодекса Республики Беларусь, санкция статьи предусматривает наказание до 12 лет лишения свободы;

Справочно: Следственным управлением УСК по Гродненской области завершено расследование ряда уголовных дел в отношении активных участников групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок, сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти.

Среди них уголовное дело в отношении жительниц г.Гродно nенсионерок С. и О., которые 09.08.2023 приняли активное участие в проводимых на территории областного центра групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, сопряженных с явным неповиновениям законным требованиям представителей власти и повлекших нарушение работы транспорта. Женщины в составе сцепки преграждали проезжую часть одной их улиц, блокируя тем самым работу транспорта, двигались в составе уличного шествия по проезжим частям автомобильных дорог, на требования сотрудников ОВД о прекращении противоправных действий не реагировали, посягая тем самым на общественное спокойствие горожан, нарушали условия их быта и отдыха.

Действия обвиняемых квалифицированы по ч.1 ст.342 (активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок и сопряжённых с явным неповиновением законным требованиям представителей власти, повлекшее нарушение работы транспорта) Уголовного кодекса Республики Беларусь.

В марте 2023 года по уголовному делу постановлен обвинительный приговор. Пенсионерки С. и О. приговорены к 3 годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа каждая.

Уголовным законом Республики Беларусь криминализированы все формы участия в экстремистской деятельности, ее осуществления и обеспечения.

Так, согласно статье 361-1 установлена уголовная ответственность не только за создание либо руководство экстремистским формированием, деятельность которого направлена на реабилитацию нацизма, но и за участие в таком формировании, к которому относится вхождение лица в его состав в целях совершения преступлений экстремистской направленности. Санкция данной статьи предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы.

При этом в примечаниях к данной норме указано, что под преступлением экстремистской направленности понимается преступление, сопряженное с совершением умышленных действий, относящихся в соответствии с законодательными актами к экстремизму, а равно иное преступление, предусмотренное Уголовным кодексом, совершенное по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды либо по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы.

Статья 361-2 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает уголовную ответственность за финансирование экстремистской деятельности. Речь идет о предоставлении или сборе денежных средств, ценных бумаг, либо иного имущества, в том числе имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, любым способом для заведомого обеспечения любой экстремистской деятельности, а также деятельности, направленной на реабилитацию нацизма.

Ранее ответственность была предусмотрена только за финансирование деятельности экстремистского формирования, в настоящее время уголовную ответственность влечет финансирование в целом экстремистской деятельности. Наказание по данной статье может достигать 5 лет лишения свободы, а при совершении подобных действий повторно, группой лиц по предварительному сговору либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий - до 8 лет лишения свободы со штрафом.

Самостоятельным преступлением является вербовка и вовлечение лица в экстремистскую деятельность, обучение, а равно иное содействие экстремистской деятельности. Согласно статье 361-4 наказание за подобные действия может достигать до 6 лет лишения свободы, а в случае их совершения повторно, группой лиц по предварительному сговору либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий - до 7 лет лишения свободы.

Справочно: Гродненским межрайонным отделом следственного комитета завершено расследование уголовного дела в отношении работника одного из государственных предприятий г.Гродно, который в 2021 году неоднократно в целях оказания содействия экстремисткой деятельности посредством переписки в мессенджере отправлял участнику экстремистского формирования фотоизображения ведомственных нормативных документов, которые последующем были размещены в экстремистском информационном Интернет-ресурсе «Белсат».

Действия указанного лица квалифицированы по ч.ч.l и ст.З61-4 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

В целях пресечения преступлений экстремистской направленности на более ранней стадии также в статье 361-5 Уголовного кодекса Республики Беларусь криминализировано прохождение лицом обучения или иной подготовки, заведомо для обучающегося имеющих целью его последующее участие в экстремистской деятельности. Лицу, которое прошло подобное обучение или подготовку может грозить до 3 лет лишения свободы.

Справочно: В случае своевременного сообщения лицом, совершившим вышеуказанные преступления, государственным органам, а равно иным образом способствовавшее выявлению, предотвращению или пресечению деяний, отнесенных законодательством к экстремистской деятельности, ее финансированию, оно освобождается от уголовной ответственности.

Следует отметить, что совершение злоумышленниками преступлений экстремисткой направленности посредством сети Интернет из-за рубежа, не освобождает от уголовной ответственности.

Так, согласно ст.5 Уголовного кодекса преступление признается совершенным на территории Республики Беларусь, если оно начато, или продолжалось, или было окончено на ее территории. То есть, если потребителями размещаемых противоправных публикаций являлись граждане Республики Беларусь, находящиеся на ее территории, следует полагать, что и преступление окончено на территории Республики Беларусь.

Справочно:

Гродненским областным судом в октябре 2022 года постановлен обвинительный приговор в отношении гражданина Республики Беларусь П., который в 2021 году, находясь в г.Гродно, а также за пределами Республики Беларусь, будучи зарегистрированным в Теlеgrат-чате «Белсатаўшчына», размещал в нем публикации, содержащие негативную оценку граждан и жителей Российской Федерации, лиц, исповедующих ислам, сотрудников правоохранительных органов и пограничной службы, прокуратуры, суда, спортсменов и учителей, государственных служащих, представителей власти, лиц, поддерживающих действующего Президента Республики Беларусь и действующую в Республики Беларусь политическую власть, их близких, призывал к применению в отношении них насилия. Он же, в указанном Интернет-ресурсе размещал высказывания неуважительного и оскорбительного содержания в отношении государственных символов Республики Беларусь, оскорбления и угрозы в адрес Президента Республики Беларусь, представителей власти.

Гродненским областным судом гражданин П. приговорен к годам лишения свободы со штрафом в размере 50 базовых величин. представителей власти. Приговор вступил в законную силу.

Следует отметить, что территориальными подразделениями Следственного комитета во взаимодействии с иными правоохранительными структурами ведется серьезная работа по выявлению экстремистских материалов, в т.ч. в глобальной сети Интернет. О чем информируются органы прокуратуры, правомочные подавать исковые заявления в суд для признания организаций, формирований, ИП – экстремистскими, запрещения их деятельности на территории страны и последующей ликвидации.

За распространение, изготовление, хранение, перевозку информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, предусмотрена административная ответственность  согласно ст.19.11 КоАП Республики Беларусь.

Справочно: распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции.

За совершение указанных действий Законом предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, общественных работ, административного ареста. А если указанные действия совершены индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, то размер налагаемого штрафа составляет от пятидесяти до ста базовых величин и от ста до пятисот базовых величин соответственно.

Следует отметить, что гражданам, которые из банального интереса или любопытства читают запрещенные каналы, признанные экстремистскими материалами, уголовная либо административная ответственность не грозит.

Вместе с тем, следует знать, что подписка - это элемент популяризации, распространения экстремистской информации, т.е. хранение в открытом доступе в сети Интернет (на личных страницах в социальных сетях либо мессенджерах «Вайбер», «Телеграмм» и т.д.) ссылок на телеграмм-каналы (чаты), включенные в республиканский список экстремистских материалов, расценивается как хранение с целью распространения, что предусматривает административную ответственность, предусмотренную ч.2 ст.19.11 КоАП.

Кроме того, различная пропаганда - «слив» данных, репосты, комментарии, оказание поддержки в популяризации канала, финансирование - это влечет в настоящее время административную ответственность.

Деанонимизировать правоохранители на сегодня могут практически любого, современные компьютерные программы позволяют это сделать, контролируются и проверяются, в том числе, и различные домовые чаты.

Справочно: Постановлением суда Ленинского района г. Гродно от 18.06.2021 к административной ответственности по ч.2 ст. 19.11 КоАП Республики Беларусь за распространение 24.05.2021 на интернет-сайте «hrodna.life» информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов и хранение с целью распространения такой информации, привлечено ООО «Гродно Лайф Медиа» и подвергнуто административному взысканию в виде штрафа в размере 500 базовых величин.

Состав указанного административного правонарушения будет и в том случае, когда гражданин, передает какую-либо информацию для размещения ее на экстремистском канале, поскольку в этой ситуации он фактически участвует в изготовлении экстремистской продукции, так как вся информация, размещенная на канале, признанном экстремистским, также является экстремистской.

Продолжая тему административной ответственности, следует остановить ещё на одном составе административного правонарушения.

Ст.19.10 КоАП Республики Беларусь предусматривает административную ответственность за пропаганду  или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики.

Как правило, выражается в публичной демонстрации в сети Интернет нацистской символики или атрибутики, либо нанесении татуировок с нацистской свастикой на открытые участки тела с той же целью (публичная демонстрация окружающим).  

За совершение указанных действий Законом предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере до десяти базовых величин, общественных работ, административного ареста. А если указанные действия совершены индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, то размер налагаемого штрафа составляет до пятидесяти базовых величин и до двухсот базовых величин соответственно.

Предусмотрена ответственность за повторность данного правонарушения в течение года после наложения административного взыскания. Влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин, общественных работ, административного ареста. В отношении индивидуального предпринимателя или юридическим лица, размер налагаемого штрафа составляет от двадцати до пятидесяти базовых величин и от пятидесяти до двухсот базовых величин соответственно.

Возвращаясь к теме соблюдения требований законодательства о массовых мероприятиях, следует остановиться на составе административного правонарушения, предусмотренного статьей 24.23 КоАП, который предусматривает ответственность за нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий.

Ответственность по указной статье КоАП наступает при участии в разного рода несанкционированных (проводимых без согласования) с местными органами исполнительной власти (администрации городов (района) митингах, шествиях, демонстрациях, пикетах, собраниях и т.д., а также за призывы к организации и проведению таких мероприятий.

Как участие в несанкционированных мероприятиях является, в том числе, размещение незарегистрированной символики в виде бело-красно-белого флага в любом исполнении, герба «погоня» в месте доступном всеобщему обозрению (на стеклах, корпусе и в салонах автомашин, на окнах домов, элементах одежды, ручной клади, корпусах, чехлах мобильных телефонов и т.д.).

За совершение указанных действий Законом предусмотрена ответственность в виде штрафа до ста пятидесяти базовых величин, или общественных работ от восьми до шестидесяти часов, или административного ареста сроком от пятнадцати до тридцати суток, в отношении юридического лица от двадцати до двухсот базовых величин.

За повторное совершение аналогичных действий в течение одного года после наложения административного взыскания предусмотрена повышенная ответственность в виде штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественных работ, или административного ареста.

Если вышеуказанные действия совершены за вознаграждение, то Законом предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин, или общественных работы, или административного ареста.

Сегодня сотрудники правоохранительных органов имеют возможность оперативно и качественно реагировать на вызовы и угрозы деструктивно настроенных граждан. Грамотные и профессиональные действия сотрудников ОВД, Следственного комитета и иных правоохранительных структур, современные методики расследования и раскрытия преступлений, имеющийся правовой и технический инструментарий позволяют устанавливать и привлекать к ответственности лиц, причастных к совершению подобных преступлений.

ноябрь 2023 года

 

свернуть

Профилактика экстремистского поведения молодежи

развернуть

Какие негативные факторы влияют на молодежь? Некоторые специалисты считают, что значительную роль в распространении идей о превосходстве отдельной группы лиц по национальному, религиозному, расовому и иному признаку играют виртуальные группы радикальной направленности в социальных сетях, а также распространение экстремистских материалов в сети Интернет. Зачастую средства массовой информации, осознанно или нет, раздувают костер экстремизма, размещая материалы, в которых криминальным или бытовым конфликтам навязывается национальная окраска, что способствует возбуждению национальной или религиозной ненависти, созданию негативного образа представителя этнических меньшинств.

  Рекомендации по профилактике экстремизма в молодежной среде, которые дают сотрудники милиции просты и доступны. Главное — серьезно подойти к проблеме молодежи. Как можно больше уделять внимание флэшмобберам. Разъяснять учащимся административную ответственность за участие в несанкционированных публичных мероприятиях, нарушениях общественного порядка, уголовную ответственность за совершение преступлений и правонарушений экстремисткой направленности. Противодействовать распространению материалов, в которых звучит угроза и подстрекательство к насильственным действиям в отношении лиц иной национальности, расы, или по признаку религиозной принадлежности, а также поощрение, оправдание геноцида, депортаций, репрессий в отношении представителей какой-либо нации и тому подобное. Вовлекать молодежь в общественно-полезную деятельность. Можно констатировать, что частое произнесение таких малопонятных молодежи иностранных слов как «экстремизм», «толерантность», «ксенофобия» только вызывает отторжение. А совместное участие в каком-то общем деле,  волонтерском движении, реализации проектов межнационального и культурного взаимодействия способствует проявлению взаимной поддержки, помогает лучше узнать друг друга, подружиться, что в конечном итоге является лучшей профилактикой конфликтов.

  Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:

  — действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РБ.

  — Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.

      Формы экстремистской деятельности точно определены в законодательстве,  в частности в законе Республики Беларусь от 04.01.2007 г. №203-3 «О противодействии экстремизму», их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.     Кроме того, настоящий Закон определяет правовые и организационные основы противодействия экстремизму в целях защиты прав, свобод и законных интересов   личности, конституционного строя   и   территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечения безопасности общества и государства.

     В целях профилактики экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры (лат. sub – «под» + культура).

 Существующие неформальные подростково-молодёжные объединения можно типологизировать на: гедонистско-развлекательные («наслаждение и развлечение»); спортивносоревновательные; профориентационные; эскапистские («уход от мира»); мистагогические («вводящие в тайну», связанные с духовными поисками); коммерциализованные (сформированные для достижения прибыли); субкультуры социального вмешательства (все субкультуры, ориентированные на улучшение или изменение сложившейся общественной системы или ее элементов); примыкающие к ним лидерско-менеджерские; криминально-ориентированные.

    Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные или незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне либо обучающейся в одном учебном заведении. «Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии, пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения к совершению преступлений на национальной почве и расовой вражде. При этом следует отметить, что в группировки скинхедов попадает в основном молодёжь, не занятая какой-либо общественно-полезной деятельностью, не посещающая спортивные секции, клубы, иные заведения дополнительного образования. Маргинальные семьи в этой среде редкость. Как правило, это дети, финансово обеспеченные, но ограничены в общении с родителями в связи с их постоянной занятостью.

 Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой.

   Ведь мы все живем в одном обществе. Вокруг нас тысячи, нет, даже миллионы, миллиарды людей. У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то неповторимое. Прелесть современного мира именно в многообразии, разногранности. Не все это могут понять и принять.

    Безусловно, сейчас значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтобы объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традициям. Мы должны научиться прислушиваться к мнению окружающих и признавать свои ошибки.

свернуть

Профилактика экстремизма в подростково-молодежной среде

развернуть

Методические рекомендации

    Для успешной организации работы по противодействию вовлечения учащихся в экстремистские организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодежной среде. Факторы экстремизма в подростково-молодежной среде (психологический аспект): среди групповых социально-психологических факторов могут быть выделены следующие:

  • установки, предубеждения родителей;

  • взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);

  • влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.

  • стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции в обществе; Указанные выше факторы действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать:

  • представления, установки подростков;

  • индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);

  • эмоциональные особенности (состояние психического напряжения) Основные задачи профилактики экстремизма:

  • Воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;

  • Формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;

  • Противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое самоуправление;

  • Отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористического акта. При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:

  • Повышение роли семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;

  • Внедрение в школьную среду практики норм толерантного поведения; · Воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;

  1. Вся молодежь, проживающая на территории Беларуси. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.

  2. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:

- дети из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально- экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально- нравственное насилие);

 — «золотая молодежь», склонная к безнаказанности, вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;

 — дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;

- носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;

- члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект. При организации профилактической работы важно учитывать социально- экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь. Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» — «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:

- оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;

 — создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

- разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

   При изучении таких школьных предметов, как основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), обществоведение, использовать возможности образовательных программ для становления правового воспитания учащихся. «Литература», «История» помогут обратить внимание учащихся на культурное и историческое наследие других народов, на то, как они обогатили русскую культуру, и какой внесли вклад в развитие нашей страны. Данные дисциплины должны способствовать формированию у них таких качеств и возможностей как: · чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за жизнь своей страны, сохранности ее духовного и культурного наследия;

  • толерантности, терпимости к проявлению индивидуальности другими людьми;

  • способности самостоятельно анализировать информацию, в том числе обществоведческого, политического, экономического, социального характера;

  • осуществление своих социальных ролей в обществе, семье, трудовом коллективе.

  • уважения прав других людей иметь разные точки зрения;

  • умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения, осознавать их последствия;

   Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в социуме. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Основными мероприятиями могут быть:

- координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних, судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов в учреждениях образования;

- организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания; проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов;

- проведение классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на коллегиях, педагогических советах, на Советах профилактики, классных собраниях;

 — проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся;

 — организация индивидуальных встреч учащихся и их родителей с социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся;

- оказание юридической помощи несовершеннолетним и их родителям по вопросам защиты прав и законных интересов семьи, учащихся.     Педагогическим коллективам важно активизировать работу среди учащихся по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп. Проводить работу в этом направлении следует совместно с органами внутренних дел, с привлечением ученического самоуправления, родительской общественности, общественных организаций. Следует организовать работу консультационных пунктов для учащихся и родителей с привлечением психологов, социальных педагогов, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе. Работа с детьми и подростками по формированию правовой компетентности строится с учетом дифференцированного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей. Проводя профилактическую работу с молодежью, особенно с подростками, важно учитывать, что совершаемые ими поступки в значительной мере обусловлены групповыми нормами. Им свойственно подражание, психологическая зависимость от лидера и группы, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. Тем самым, любые подростково-молодежные группировки и сообщества являются еще и средой социализации, формирования личности.

  1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей предусматривает обучение родителей знаниям и навыкам, способствующим эффективному и развивающему поведению в семье. Для успешной организации работы по профилактике правонарушений среди детей и молодежи в образовательном учреждении необходимы:

  • системная и дифференцированная работа во всех сферах жизнедеятельности учащихся;

  • обеспечение со стороны родителей положительного общественного мнения о работе образовательного учреждения по профилактике правонарушений;

  • поддержка школьного самоуправления, формирование актива во всех целевых группах и саморазвитие программ (педагоги, учащиеся, родители);

  • анализ результативности профилактической работы, проводимой классными руководителями, социальными педагогами.

свернуть

Как действовать, если Вы столкнулись с пропагандой экстремизма

развернуть

Ситуации:

1. Распространяемая неизвестными лицами печатная продукция не имеет выходных данных, указания на принадлежность к общественной либо религиозной организации, предположительно содержит материал экстремистской направленности, то есть направленный на возбуждение ненависти, либо вражды, а также на унижение достоинства человека, либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии.

2. Представитель какой либо религиозной или общественной организации в устной форме ведет пропаганду превосходства одной религии над другой, либо расового, национального или социального превосходства одних групп населения над другими, грубо выражается в адрес исповедуемой гражданами религии, их расовой, национальной или социальной принадлежности.

Профилактика экстремизма в педагогическом процессе

Профилактическую деятельность по предотвращению появления экстремистских настроений можно классифицировать на два типа:

  • работа с подростками и молодежью, у которых еще не появились экстремистские наклонности;
  • работа с подростками и молодежью, у которых уже сформировалось экстремистское мировоззрение.

В первом случае, такие подростки, не имеющие противозаконного настроения, будут являться добровольными клиентами социальной работы. Задачей социальной работы с ними будет создание такого толерантного мировоззрения, в котором будет отсутствовать идеи экстремистского начала.

На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Развитие молодежного экстремизма – это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения. Исходя из этого вытекают следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:

  • анализ философской, исторической, социокультурной стороны процессов, которые происходят в сфере молодежной культуры;
  • необходимые государству и обществу научно-обоснованные практические рекомендации по профилактики экстремизма и терроризма;
  • профилактическая работа по противодействию проявлениям экстремизма в молодежной среде;
  • разработка системы профилактических мер, которая будет включать социально-культурные условия формирования толерантности в учебно-воспитательном процессе;
  • совершенствование системы культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения;
  • увеличение доступных для значительной части молодежи культурных благ;
  • создание авторитетных массовых общественных молодежных организаций, которые объединяют и воспитывают на положительных образцах подрастающие поколения;
  • консолидация и творческая реализация личности в среде сверстников;
  • усиление профессиональной подготовки молодёжи, способной к реализации жизненных перспектив;
  • учет профессиональной подготовки молодежи в системе профилактических мер по противодействию экстремизму в молодёжной среде;
  • реализация потребности личности в самоопределении, культуре межнациональном общении;

Профилактика терроризма и экстремизма проводиться в образовательной системе. Данная работа по профилактике в первую очередь начинается с формирования у работников сферы образования навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности. Также необходимо разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс комплексов образовательных программ, которые будут направлены на профилактику терроризма и экстремизма, укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодежи.

Человек становится личностью в процессе социализации. Начальные стадии воспитания он получает в семье. Так что основной заклад мышления происходит именно в главной ячейке общества. Однако, школа так же берет на себя воспитательную функцию. В школах социальные педагоги должны брать на себя ответственность за нравственное воспитание своих учеников.

1. Подход, основанный на распространении информации об экстремизме и организациях экстремистского толка.

Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий. Он базируется на предоставлении информации об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических, политических идей, приведении фактов о жизненных трудностях, ситуациях и мотивах членов данных организаций. Социальные работники устраивают акции и создают проекты для информирования молодежи об экстремизме.

В настоящее время этот метод частично комбинируется с другими типами интервенций, так как сам по себе он не является эффективным. Несмотря на то что информационные программы способствуют повышению уровня знаний, они могут лишь дать толчок к отвращению, всякого рода нетерпимости. Большинство таких программ не включают в себя задач, направленных на изменение поведения молодежи, формирование у них толерантности, национал- и веротерпимости, и не отвечают на вопрос, как может самореализоваться молодой человек в настоящее время.

Чаще всего эти программы недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее, совсем отказываться от них преждевременно. Информация об опасности экстремистских организаций должна даваться как можно более подробно и вплетаться в структуру других программ, имеющих более широкие цели.

2. Подход, основанный на аффективном обучении.

В основе этого подхода лежит теоретическое положение о том, что проявлять нетерпимость к "другим" начинают, прежде всего, люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, воспитанные в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций. Аффективное (интенсивное эмоциональное) обучение базируется на понимании того, что нетерпимость чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска - низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию). В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях. Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой, даже посредством преступлений, включиться в группу сверстников и быть там принятыми. Социальные работники при этом подходе должны учить клиентов управлять рационально своими эмоциями

Хотя данная модель и является эффективной, в современных условиях она не может использоваться изолированно от других, так как идеи экстремизма в настоящее время распространились не только на подростков с проблемной эмоциональной сферой, но и на многие другие слои этой возрастной группы. Кроме того, отечественная культура воспитания ребенка предполагает определенные эмоциональные запреты на чрезмерное эмпатическое сопереживание, что, несомненно, пагубно влияет на формирование личности в целом. Иными словами, родительские "не плачь, не кричи, успокойся, будь мужчиной" и т. д., кроме известной пользы, приносят еще и определенный вред.

3. Подход, основанный на влиянии социальных факторов.

Данный подход базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя зарождению экстремистских идей. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей, или программы, направленные на предотвращение возможного социального давления экстремистской среды.

Наиболее популярными среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению. Одним из важных подходов в такого рода программах является работа с молодежными лидерами — подростками, желающими пройти определенное обучение, для того чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антиэкстремистскую деятельность в своей школе, в своем районе.

4. Подход, основанный на формировании жизненных навыков

В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации. Основу этого направления составляет теория социального научения Бандуры (Bandura A., 1969). В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза экстремистской деятельности может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, т.е. формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, она дает возможность стать участником субкультурального жизненного стиля.

Исследователи этого вопроса описывают множество таких субъективных мотивов и четко устанавливают один факт: агрессия становится основным фактором в поведении молодых людей. На основе данной позиции разрабатываются программы жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям. В США и Западной Европе развивается большое количество таких программ. Оценка их эффективности показала, что данная модель имеет шансы быть успешной, однако она не может быть полностью скопирована в России в связи с принципиальными различиями в молодежных поведенческих стилях. Стремление юных соотечественников перенимать западный поведенческий имидж - вещь неизбежная, однако непременной составляющей этого процесса должно быть когнитивное развитие - основа осмысленного формирования собственного поведенческого стиля.

5. Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной экстремистской

Этот подход предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск проявления экстремистской агрессии.

Например, в настоящее время все больше футбольных фанатов становятся экстремистами. Однако, любовь к своей команде не причина ненависти к другим. Некоторые социальные работники предлагали создавать все больше открытых площадок для игр в футбол, чтобы болельщики не выходили на бои с противниками, а играли в футбол между собой или с болельщиками других футбольных команд

А. Кромин выделяет четыре варианта программ, основанных на деятельности, альтернативной экстремистской:

  1. Предложение специфической активности (например, путешествия с приключениями), которое вызывает волнение и предполагает преодоление различных препятствий.
  2. Комбинация возможности удовлетворения специфических для подростков потребностей (например, потребности в самореализации) со специфической активностью (например, занятия творчеством или спортом).
  3. Поощрение участия подростков во всех видах специфической активности (разнообразные хобби, клубы и т. д.).
  4. Создание групп молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. Результаты этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах, однако они особенно эффективны в группах высокого риска отклоняющегося поведения.
свернуть

Памятка безопасности

развернуть

Если ты на улице

Если ты хочешь куда-либо пойти, обязательно предупреди родителей, куда, с кем ты идешь и когда вернешься, а также расскажи свой маршрут движения. Во время игр не залезай в стоящие бесхозные машины, подвалы и другие подобные места.

Постарайся, чтобы твой маршрут не пролегал по лесу, парку, безлюдным и неосвещенным местам.

Если тебе показалось, что тебя кто-то преследует, перейди на другую сторону дороги, зайди в магазин, на автобусную остановку, обратись к любому взрослому человеку.

Если ты где-то задержался, попроси родителей встретить тебя у остановки.

Если твой маршрут проходит по автомагистрали, иди навстречу транспорту.

Если машина тормозит возле тебя, отойди от нее подальше.

Если тебя остановили и попросили показать дорогу, постарайся объяснить все на словах, не садясь в машину.

Если незнакомый человек представился другом твоих родственников или родителей, не спеши приглашать его домой, попроси дождаться прихода взрослых на улице.

Если тебе навстречу идет шумная компания, перейди на другую сторону дороги, не вступай ни с кем в конфликт.

Если к тебе пристали незнакомые люди, угрожает насилие, громко кричи, привлекай внимание прохожих, сопротивляйся. Твой крик - твоя форма защиты! Твоя безопасность на улице во многом зависит от тебя!

Если при входе в подъезд ты заметил посторонних, подожди пока кто-нибудь из знакомых не войдет в подъезд вместе с тобой.

Не входи в лифт с незнакомым человеком.

Если ты обнаружил, что дверь в твою квартиру открыта, не спеши входить, зайди к соседям и позвони домой

Если ты дома один

 

Попроси своих друзей и знакомых, чтобы они предупреждали тебя о своем визите по телефону.

Если звонят в вашу квартиру, не спеши открывать дверь, сначала посмотри в глазок и спроси, кто это (независимо от того, один ты дома или с близкими).

На ответ "Я" дверь не открывай, попроси человека назваться.

Если он представляется знакомым твоих родных, которых в данный момент нет дома, не открывая двери, попроси его прийти в другой раз и позвони родителям.

Если человек называет незнакомую тебе фамилию, говоря, что ему дали этот адрес, не открывая двери, объясни ему, что неправильно записал нужный ему адрес и позвони родителям.

Если незнакомец представился работником ЖЭСа, почты или другого учреждения сферы коммунальных услуг, попроси его назвать фамилию и причину прихода, затем позвони родителям и выполни их указания.

Если пришедший представился сотрудником отдела внутренних дел (милиции), не открывая двери, попроси прийти его в другое время, когда родители будут дома, и сообщи им.

Если незнакомец попросил воспользоваться телефоном для вызова милиции или "скорой помощи", не спеши открывать дверь; уточнив, что необходимо сделать, сам вызови нужную службу.

Если на лестничной площадке собралась компания, распивающая спиртные напитки и мешающая твоему отдыху, не вступай с ней в конфликт, а вызови милицию.

Вынося мусорное ведро или отправляясь за газетой, посмотри сначала в глазок, нет ли посторонних лиц вблизи твоей квартиры; выходя, запри дверь.

В дверях квартиры не оставляй записки о том, куда и на сколько ты ушел.

Дом будет твоей крепостью, если ты сам будешь заботиться о своей безопасности.

свернуть