Выпускнику

Нормативные правовые документы

развернуть
 

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ, КАСАЮЩИХСЯ  АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

 

ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В 2024 ГОДУ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО ВЫСШЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Информационный источник: https://adu.by/ru/pedagogam/ekzameny.html

 

свернуть

АБИТУРИЕНТУ 2024. Новые правила поступления

развернуть

НОВЫЕ ПРАВИЛА ПОСТУПЛЕНИЯ

       Как сообщает пресс-служба Президента Беларуси, нормативный акт направлен на повышение объективности оценки знаний абитуриентов, упорядочение отбора на целевую подготовку, усиление конкурентной составляющей при поступлении наиболее подготовленной и мотивированной молодежи.

       Так, указом Главы государства скорректированы сроки регистрации для участия в централизованном тестировании (ЦТ). Эту процедуру абитуриенты в 2024 г. смогут пройти с 9 по 22 апреля. К слову, в прошлом году регистрация для сдачи ЦТ проводилась с 10 мая по 1 июня.

Также в указе предусмотрена возможность поступления на условиях договора о целевой подготовке по конкурсу среди отдельных организаций – заказчиков кадров, если в целом по данной специальности конкурс не состоялся. Кроме того, стать студентом-целевиком теперь смогут абитуриенты, у которых средний балл аттестата составляет не менее 7. Исключение сделают лишь для наиболее востребованных экономикой специальностей.

       Расширены и систематизированы льготы для поступления одаренных и мотивированных абитуриентов на наиболее востребованные экономикой специальности и в региональные вузы. Согласно указу, правительство получило полномочия для определения перечней профильных классов и специальностей, на которые могут поступать выпускники таких классов на льготных условиях. А Министерство образования будет регулировать отдельные вопросы вступительной кампании-2024, чтобы обеспечить равные условия и справедливый конкурсный отбор для поступающих в вузы и колледжи.

       Ведомство уже начало разъяснительную работу по реализации норм указа. В своем телеграм-канале Министерство образования пояснило, что наряду с измерением сроков регистрации на ЦТ в 2024 г. централизованный экзамен (ЦЭ) и централизованное тестирование для выпускников текущего года и прошлых лет проведут в единые сроки. Так, 27 мая запланирована сдача ЦЭ и ЦТ по дисциплине школьной программы на выбор, а 30 мая – ЦЭ и ЦТ по одному из государственных языков (русскому или белорусскому). ЦТ по предмету на выбор можно будет сдать и 3 июня.

       В новых изменениях предусмотрено, что выпускники школ с золотой или серебряной медалью, обладатели диплома о среднем специальном или профессионально-техническом образовании с отличием смогут поступать без сдачи вступительных экзаменов в региональные вузы. Правда, эта новация не распространяется в отношении профилей «Здравоохранение», а также специальностей «Международные отношения», «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право», «Государственное управление и право», «Востоковедение», в том числе тех, где профильными испытаниями определены «Творчество» и «Физическая культура и спорт».

       В столичных вузах изменения коснутся наиболее востребованных экономикой специальностей, в частности:

       повысится статус абитуриентов из числа выпускников Национального детского технопарка и расширится перечень специальностей для поступления без вступительных испытаний;

       больше шансов стать студентами специализированных вузов будет и у выпускников профильных классов военно-патриотической направленности и военно-патриотических клубов;

       для абитуриентов, поступающих на общих основаниях установят квоты не менее 20% от плана набора, а по медицинским специальностям – не менее 10%.

       Ряд существующих норм в новой редакции сохранены:

       победители региональных университетских олимпиад по-прежнему смогут стать студентами без сдачи вступительных экзаменов, к тому же для данной категории абитуриентов увеличат  перечень «льготных» специальностей;

       абитуриенты-целевики и победители региональных университетских олимпиад будут подавать документы в вузы в отдельные сроки – вступительную кампанию для них планируется провести с 27 июня по 12 июля;

       выпускников 5 лицеев, что функционируют при БГУ, БНТУ, ВГУ, БРУ, ПолесГУ, смогут зачислить в ряды студентов без сдачи экзаменов, если учащиеся имеют не ниже 9 баллов про профильным предметам и не менее 8 баллов – по всем остальным учебным дисциплинам.

       Все категории одаренных, талантливых и мотивированных абитуриентов смогут поступить в вуз без вступительных экзаменов.

 

ПАМЯТКА УЧАСТНИКУ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ Общие положения

          1.1. Пропуск для участия в централизованном тестировании (далее – ЦТ) считается зарегистрированным, если на нем имеются печать, подпись уполномоченного представителя пункта регистрации и указан регистрационный номер. В случае утери пропуска выдается дубликат.

          1.2. Абитуриент, подписав заявление на регистрацию, тем самым дает согласие на использование своих персональных данных для подготовки, проведения ЦТ, а также для участия в конкурсе на получение общего высшего и специального высшего образования.

          1.3. Абитуриент, зарегистрированный для участия в централизованном экзамене, проводимом в год прохождения ЦТ, по двум учебным предметам, вправе зарегистрироваться для прохождения ЦТ не более чем по одному иному учебному предмету вступительного испытания; абитуриенты, не зарегистрированные для участия в централизованном экзамене, проводимом в год прохождения ЦТ, вправе зарегистрироваться для прохождения ЦТ не более чем по трем учебным предметам вступительных испытаний.

          Абитуриент имеет право сдать пропуск или обменять его на пропуск по другому учебному предмету до окончания срока регистрации; пользоваться только на ЦТ  по химии и физике   калькулятором, который не является средством хранения, приема и передачи информации.

          1.4. Абитуриент, не явившийся на ЦТ по уважительным причинам (заболевание или другие не зависящие от абитуриента обстоятельства, подтвержденные документально), проходит его в резервные дни, предварительно перерегистрировавшись в установленный период в одном из пунктов, обеспечивающих регистрацию для участия в ЦТ в резервные дни (Белорусский государственный университет, межгосударственное образовательное учреждение высшего образования «Белорусско-Российский университет», УО «Брестский государственный технический университет», УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы», УО «Витебский государственный технологический университет», УО «Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого»).

          1.5. Абитуриенту, участвующему в ЦТ, необходимо соблюдать деловой стиль одежды.

          1.6. Абитуриент обязан прибыть в пункт проведения тестирования не позднее чем за 30 минут до начала ЦТ, имея при себе заполненный и зарегистрированный пропуск, документ, удостоверяющий личность (паспорт, ID-карта (пластиковая смарт-карта), вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца, справка, выдаваемая в случае утраты (хищения) документа, удостоверяющего личность), ручку (гелевую или капиллярную) с чернилами черного цвета, калькулятор (только на ЦТ по химии и физике).

          Абитуриент, прибывший на  ЦТ после вскрытия пакета с педагогическими тестами, в аудиторию не допускается.

          1.7. При получении экзаменационных материалов абитуриент обязан убедиться в соответствии номера варианта бланка ответов номеру варианта педагогического теста. Абитуриент заполняет область регистрации бланка ответов и записывает номер бланка ответов в пропуск.

          Абитуриент обеспечивает сохранность экзаменационных материалов с момента получения до передачи организаторам. Использование бланков ответов для рабочих (черновых) записей не допускается.

          1.8. Абитуриенты могут выходить из аудитории по уважительной причине (плохое самочувствие, физиологические потребности и другое) во время проведения ЦТ только в сопровождении организатора, который обеспечивает проведение ЦТ вне аудитории. При выходе из аудитории абитуриент оставляет экзаменационные материалы и листы для рабочих записей на рабочем месте в аудитории рядом с документом, удостоверяющим его личность. Время нахождения абитуриента вне аудитории включается в общее время прохождения ЦТ по учебному предмету.

          1.9. Абитуриентам ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится ЦТ, любые предметы,  кроме документа, удостоверяющего личность, пропуска, ручки (гелевой или капиллярной) с чернилами черного цвета, калькулятора (только на ЦТ по химии и физике), любые устройства приема, хранения, передачи информации, а также справочную информацию на любом носителе;

фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов;

меняться местами, экзаменационными материалами, использовать помощь других лиц для выполнения тестовых заданийвносить информацию в бланк ответов после окончания времени, отведенного на выполнение педагогического теста.

          Абитуриент, нарушающий требования проведения ЦТ, отстраняется от участия в  ЦТ по данному учебному предмету.

          1.10. Вопросы абитуриентов по содержанию педагогических тестов не рассматриваются. Замечания абитуриентов по содержанию педагогических тестов вносятся в протокол проведения ЦТ в аудитории с указанием номера варианта педагогического теста, номера задания и содержания замечания.

          Правила заполнения бланка ответов

          2.1. Информация, внесенная в бланк ответов, обрабатывается ЭВМ автоматически, поэтому при заполнении бланка ответов необходимо точно соблюдать установленный порядок.

          2.2. Внесение информации в бланк ответов абитуриентом производится только в специально определенные поля черными чернилами (гелевой или капиллярной ручкой). Каждое поле заполняется начиная с первой клеточки.    Оставшиеся клеточки поля не заполняются.

          2.3. Цифры и буквы пишутся в соответствии с образцами написания символов, расположенными в верхней части бланка ответов (в инструкции к педагогическому тесту). Случайные пометки недопустимы.

          2.4. Область регистрации бланка ответов заполняется абитуриентом на том государственном языке, на котором подано заявление при его регистрации. Подпись абитуриента не должна выходить за рамки ограничительной линии. Фамилия, собственное имя и отчество (если таковое имеется) абитуриента, серия и номер документа вносятся в бланк ответов в строгом соответствии с написанием в документе, удостоверяющем личность.

          2.5. Область ответов состоит из двух частей: части «А» – для ответов на тестовые задания с выбором ответа из предложенных вариантов ответов; части «В» – для кратких ответов на тестовые задания без выбора ответа.

Часть «А» области ответов состоит из горизонтального ряда номеров тестовых заданий. Под каждым номером тестового задания расположен вертикальный столбик из пяти клеточек для обозначения выбранного ответа меткой.

          Образец метки (крестик) приведен в бланке ответов. Линия метки не должна быть толстой. Если ручка оставляет слишком жирную линию, вместо крестика нужно провести только одну диагональ клеточки (любую). Запрещено исправлять метку графическим способом (заштриховывать) или замазывать корректирующей жидкостью.

          Для внесения ответа абитуриент под номером тестового задания должен поставить метку в ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного им ответа.

          Ответы на тестовые задания части «В» области ответов необходимо записывать справа от номера тестового задания в области ответов, предназначенной для кратких ответов на тестовые задания.

          Ответ дается только в краткой форме (слово, словосочетание или целое число). Каждая цифра, буква или знак минус (если число отрицательное) записываются в отдельную клеточку.

          Ответ, состоящий из двух слов, пишется слитно, без пробела. Если букв в таком слове окажется больше, чем клеточек в поле ответа, то вторую часть слова можно писать более убористо (не соблюдая попадания в клеточки).         Слово следует писать полностью.

          Ответ (слово или словосочетание) дается на языке и в форме (род, число, падеж), определяемых условием тестового задания. Орфографические ошибки в ответе недопустимы.

          Числовой ответ в виде дроби округляется до целого числа по правилам математического округления.

          Недопустимо записывать ответ в виде математической формулы или выражения, указывать названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны), давать словесные заголовки или комментарии к числу.

          Использование ненормативной лексики и иное умышленное нарушение установленного порядка заполнения бланка ответов недопустимо.

          2.6. Отмена ошибочной метки (часть «А») производится в поле отмены ошибочных меток. В одном тестовом задании можно отменить несколько ошибочных меток. Всего можно отменить не более шести ошибочных меток.

          Для отмены ошибочного ответа и указания верного необходимо:

отменить метку, указав номер тестового задания и номер ошибочно выбранного варианта ответа; поставить метку в нужной клеточке столбика тестового задания.

          Замена ошибочных кратких ответов на тестовые задания и указание верных ответов (часть «В») производится в соответствующем поле. Для замены ошибочного и указания верного ответа необходимо указать номер ошибочно выполненного тестового задания и записать верный ответ. Отменить можно не более четырех ошибочных ответов.

          2.7. По истечении времени ЦТ абитуриенты сдают экзаменационные материалы и рабочие записи. При сдаче заполненного бланка ответов и других экзаменационных материалов абитуриент предъявляет лицу, обеспечивающему проведение  ЦТ в аудитории, свой пропуск, на котором ставится отметка «Централизованное тестирование прошел».

Результаты централизованного тестирования

          3.1. Претензии к результатам  ЦТ по причине нарушения абитуриентом порядка заполнения бланка ответов не рассматриваются. Не обрабатываются и не проверяются записи на педагогических тестах и бумаге для рабочих записей, бланки ответов без указания фамилии и (или) собственного имени участника ЦТ.

          3.2. Информацию о результатах ЦТ можно получить на сайте УО «Республиканский институт контроля знаний» (РИКЗ) rikc.by. 

РИКЗ обеспечивает оперативное информирование о результатах ЦТ посредством мобильной связи с использованием SMS-запросов на номер 5050. Услуга реализована в виде интерактивного сервиса SMS-подписки и доступна для абонентов А1, MTC, LIFE. Данная услуга платная.

          3.3. Абитуриент получает сертификат в пункте, в котором он проходил ЦТ, под подпись в ведомости выдачи сертификатов ЦТ при предъявлении:

документа, удостоверяющего личность, с которым абитуриент проходил  ЦТ и номер которого будет указан в сертификате;

документа об образовании (аттестат об общем среднем образовании, или диплом о профессионально-техническом образовании, или диплом о среднем специальном образовании);

пропуска с отметкой «Тестирование прошел». Пропуск изымается.

          3.4. В случае использования ненормативной лексики и иного умышленного нарушения установленного порядка заполнения абитуриентом бланка ответов данные бланки ответов не подлежат обработке. Абитуриентам, допустившим данный вид нарушения, сертификат не выдается.

свернуть

Памятка выпускникам по подготовке к экзаменам

развернуть

Экзамены (в строгом переводе с латыни – испытания) – это не просто «отстрелялся и ушел». Это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету.

 

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ

  • Подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши.
  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах.
  • Составь план подготовки. Для начала определи, кто ты – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня изучаешь. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы будут пройдены.
  • Начни с самого трудного. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время сделать зарядку, принять душ и т.д.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Мысленно рисуй себе картину успешной сдачи экзамена.
  • Тренируйся, выполняя схожие с экзаменационными задания.
  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

 

НАКАНУНЕ ЭКЗАМЕНА

  • Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше. Экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
  • На место сдачи экзамена ты должен явиться вовремя, лучше за полчаса.
  • Продумай, как ты оденешься на экзамен: в классе может быть прохладно или тепло, а экзамен может продолжаться несколько часов.

 

свернуть

Каталог учреждений высшего образования

развернуть

Онлайн-платформа профориентационной поддержки «ПрофиТест»

развернуть
На сайте Республиканского института профессионального образования работает онлайн-платформа профориентационной поддержки «ПрофиТест», которая направлена на диагностику профессионального самоопределения и оказание помощи молодежи в осознанном выборе профессии.

Онлайн-инструмент включает комплекс тестов по профориентации, которые помогут не только оценить профессиональные склонности и предпочтения, но и определить сферы профессиональной деятельности. Возможности комплекса позволяют выбрать профессию и учреждение образования Беларуси.

«ПрофиТест» состоит из четырех тестов. Первый поможет выявить профессиональные склонности – предрасположенность учащегося к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической, экстремальной.

Второй тест направлен на определение типа мышления ребенка: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое и наглядно-образное, а также уровень креативности.

Третий касается карты интересов и определяет не только круг интересов учащегося, но и степень их выраженности, что имеет особое значение в формировании мотивации выбора будущей профессии.

Четвертый тест на основании изучения профессиональных интересов, склонностей и предпочтений учащегося предложит перечень профессий и наименование учреждения образования, осуществляющего подготовку по ним.

НИО
по материалам БЕЛТА

Онлайн-платформа профориентационной поддержки «ПрофиТест»

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

(в ред. постановлений Минобразования от 19.12.2007 № 99, от 17.12.2008 № 124, от 22.01.2010 № 18, от 21.02.2011 № 5, от 21.06.2015 № 68, от 13.04.2015 № 20, от 31.03.2017 № 31)
развернуть
поделиться в: