Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования администрации Октябрьского района г.Гродно
Государственное учреждение образования
Средняя школа №26 имени А.Н.Сивачёва г.Гродно
Одной из ключевых задач в борьбе с экстремизмом является предотвращение его распространения среди молодежи. Для этого необходимо обеспечить доступ к качественному образованию и информации, которая поможет формировать у молодых людей критическое мышление, развить навыки анализа и критической оценки информации. Важно также создать условия для их активного участия в общественной жизни, чтобы они чувствовали себя полезными и имели возможность реализовывать свои идеи и амбиции.
Поддержка и развитие гражданского общества являются неотъемлемой частью работы по предотвращению экстремизма. Гражданские инициативы, пропаганда здоровых ценностей и укрепление доверия в обществе играют важную роль в борьбе с радикализацией. Важно создать условия, в которых каждый гражданин будет иметь возможность высказывать свое мнение, участвовать в принятии решений и вносить свой вклад в развитие общества.
Система правосудия также играет важную роль в борьбе с экстремизмом. Необходимо, чтобы все случаи экстремистской деятельности рассматривались и наказывались соответствующим образом, с учетом законов и международных стандартов прав человека. Одновременно с этим важно проводить профилактическую работу с лицами, склонными к экстремизму, предоставлять им возможность реабилитации и ресоциализации.
Также важно международное сотрудничество в борьбе с экстремизмом. Феномен экстремизма не ограничивается границами одной страны, и только совместными усилиями можно достичь значимых результатов. Обмен информацией, координация действий и общие стратегии помогут создать мощный фронт против экстремизма и терроризма.
Конечно, борьба с экстремизмом – это сложный и многогранный процесс, который требует долгосрочных усилий от всех участников общества. Но только объединившись и работая вместе, мы сможем обеспечить безопасность и процветание для всех членов нашего общества.
Администрация Ленинского района города Гродно представила новый телеграм-бот в борьбе с экстремизмом. Бот позволяет проверить сайты и телеграм-каналы на наличие в списке экстремистских материалов в Республике Беларусь. Просто отправьте боту ссылку на интересующий вас сайт или телеграм-канал, и он мгновенно проведет проверку, уведомив вас о его статусе. Доступ к боту по ссылке: https://t.me/stop_extremism_bot.
свернутьОдной из особенностей современной Беларуси стала активная деструктивная деятельность многочисленных общественных формирований, в том числе различных партий и общественных движений. Анализ их деятельности показывает, что она по многим направлениям выходит за рамки закона: их печатные издания, радио- и телевыступления лидеров, пропагандистские кампании прямо угрожают общественному порядку, спокойствию и безопасности граждан, межнациональному согласию, государственному строю, то есть – имеют выраженный экстремистский характер.
По своим направлениям экстремизм многовекторен. Экстремистская деятельность может осуществляться в отношении совершенно различных субъектов: властных структур, отдельных политиков и их объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин или религиозных деятелей, наций, народностей. Отсюда и разные формы экстремизма: экстремизм националистический, религиозный, молодежный.
Необходимо отметить, что в чистом виде ни одна из форм экстремизма не существует. Всегда происходит смешение названных форм с преобладанием той или иной окраски там, где в действие вовлекаются массы населения, где затрагиваются интересы многих людей, где нарушается общественный порядок, создается угроза жизни и здоровью людей, всегда политика переплетается с национализмом, религией и т.д. Как любое негативное явление, экстремизм не рождается на «пустом месте». Причин, определяющих возникновение и существование экстремистских организаций, достаточно много. Поэтому огромное значение имеет анализ мотивации преступного поведения их членов.
При анализе социально-психологических причин преступного поведения нельзя забывать о взаимном влиянии культур, которое может быть позитивным и негативным. Всплеск массовой ксенофобии, связанной прежде всего с миграционными процессами, этнической монополизацией малого и среднего бизнеса, огромным количеством гастарбайтеров, занимающих рабочие места и способствующих обвалу цен на рынке труда, разным менталитетом граждан.
Насколько многообразен и многолик экстремизм, настолько разнообразны порождающие его мотивы. По мнению опрошенных в ходе исследования сотрудников подразделений по противодействию экстремизму различных регионов России, основными порождающими экстремизм мотивами являются: материальный, идеологический, желания преобразования и неудовлетворенности реальной ситуацией, власти над людьми, интереса к новому виду деятельности, товарищеский, самоутверждения, молодежной романтики, героизма, игровой, привлекательности смерти. Мотивация правонарушителей существенно отличается от мотивации законопослушных граждан.
Мотивацию преступного поведения в экстремистских организациях разделяют на личную и групповую. Нахождение в группе способствует возникновению определенных мотивов поведения, постановке новых и уходу от старых целей. При формировании мотивов и целей экстремистской активности в группе, как правило, происходит обмен мнениями, знаниями, опытом, а также взаимное убеждение и внушение, ускоряющее решимость совершить данное преступление.
Характер мотивации поведения каждого члена и всей группы в целом различается по силе и направленности. Сила мотивации зависит от взаимного влияния участников группы, их консолидации. Поскольку экстремистские организации, как правило, стараются поддерживать конспирацию своей деятельности, они вынуждены быть сплоченными, за счет этого достигается усилие мотивированности поведения каждого участника. Члены группы четко распределены по своим ролям: идеолог, руководитель, организатор и исполнители. В группе действуют довольно жесткие правила, требующие от участников безоговорочного подчинения.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод об особенностях преступлений экстремистской направленности. В подавляющем большинстве членами молодежных экстремистских группировок выступают молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет (в редких случаях до 25-30 лет). Субъектами преступлений выступают лица мужского пола, однако, членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми являются и девушки.
В отличии от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать такой: для преодоления все политических и экономических проблем в стране необходимо создание «чисто национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз. Причем, идея чистого государства присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам исламского толка, призывающим в свою очередь к созданию чистого государства на религиозной (мусульманской) основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное указанными идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок.
Какими бы мотивами ни руководствовались экстремисты, их основная цель - дестабилизация социального и этнополитического положения, создание максимально конфликтных ситуаций.
Органами внутренних дел реализуется комплекс мер, направленных на выявление экстремистских настроений и принятие необходимых профилактических мер в молодежной среде. На постоянной основе проводится мониторинг средств массовой информации и информационных ресурсов сети «Интернет» для установления фактов публикаций информации экстремистского содержания, а также несанкционированных митингах и акциях протеста.
Экстремизм (от фр. exremisme, от лат.) – «крайне опасное явление в жизни любого общества. Оно создает угрозу основам конституционного строя, территориальной целостности Республики Беларусь, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни, ведет к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина».
Экстремизм – это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Различают следующие виды экстремизма:
Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории.
Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма.
Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя.
На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Республики Беларусь. Наблюдается увеличение неформальных молодежных движений экстремистской направленности. В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко - несовершеннолетние лица 14 – 18 лет.
Преступления экстремистской направленности.
К преступлениям экстремистской направленности относятся:
Проявления экстремистской деятельности
Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя
Экстремистскими являются действия, связанные со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию.
Правовую основу деятельности по противодействию экстремизму составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» (далее – Закон), иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь (ч.1 ст.2 Закона). Республиканский список экстремистских материалов можно найти здесь.
В соответствии с законодательством на территории Республики Беларусь запрещается изготовление и (или) распространение, а равно хранение с целью распространения экстремистских материалов.
Изготовление, распространение и (или) хранение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой административную ответственность по ст.17.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Незаконное изготовление и (или) распространение методик либо иных материалов о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ также является правонарушением (ст.17.14 КоАП).
Законодательством предусмотрена уголовная ответственность по ст.294 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ), ст.295 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ).
Молодежь в силу остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, которая наиболее подвержена экстремистским проявлениям, оказывается наиболее доступной для пропаганды радикальных идей.
Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по двум направлениям – это профилактика и непосредственное выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности.
Приоритет в работе по профилактике экстремизма среди молодежи отводится мерам воспитательного и пропагандистского характера.
В связи с этим привлечение молодежи к физическому развитию, формированию здорового образа жизни, к работе военно-патриотической направленности, в частности, организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы, оказание адресной помощи инвалидам войны и труда, семьям погибших воинов, проведение героико-патриотических акций, организация традиционных мероприятий к празднованию Дня Победы, их освещение в средствах массовой информации, в совокупности влияют на формирование толерантного сознания молодежи.
Только общие усилия, создание атмосферы терпимости и взаимопонимания станут мощным заслоном развития экстремизма в обществе, в том числе и среди молодежи. А помочь молодым – наша общая задача и обязанность. Ибо экстремизм – это вызов обществу, и любые акты экстремизма являются преступными, и не имеют оправдания независимо от мотивов, форм и методов.
Организуя качественную работу в данном направлении, можно исключить экстремизм у корней его развития, не доводя до насильственного подавления массовых течений.
свернуть
Законом «О противодействии экстремизму» определены основные термины, в частности, раскрыты понятия экстремизма, экстремистских материалов, организаций и формирований, символики и атрибутики, финансирования экстремистской деятельности. Также определены меры противодействия экстремизму.
Экстремизм (экстремистская деятельность) - деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства, либо политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, в том числе иностранных или международных организаций или их представительств, формирований и индивидуальных предпринимателей по планированию, организации, подготовке и совершению посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественную безопасность путем:
- насильственного изменения конституционного строя и (или) территориальной целостности Республики Беларусь;
- захвата или удержания государственной власти неконституционным путем;
- создания экстремистского формирования либо участия в экстремистском формировании;
- содействия осуществлению экстремистской деятельности, прохождения обучения или иной подготовки для участия в такой деятельности;
- распространения в этих целях заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, дискредитирующих Республику Беларусь;
- оскорбления в этих целях представителя власти в связи с исполнением им служебных обязанностей, дискредитации органов государственной власти и управления;
- создания в этих целях незаконного вооруженного формирования;
- осуществления террористической деятельности;
- разжигания расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды, вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы, в том числе совершения в указанных целях противоправных деяний против общественного порядка и общественной нравственности, порядка управления, жизни и здоровья, личной свободы, чести и достоинства личности, имущества;
- организации и осуществления массовых беспорядков, актов вандализма, сопряженных с повреждением или уничтожением имущества, захвата зданий и сооружений, иных действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активного участия в них по мотивам расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды, вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы;
- совершения в этих целях незаконных действий в отношении оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;
- пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
- распространения экстремистских материалов, а равно изготовления, издания, хранения или перевозки таких материалов в целях распространения;
- реабилитации нацизма, пропаганды или публичного демонстрирования, изготовления, распространения нацистской символики и атрибутики, а равно хранения или приобретения такой символики или атрибутики в целях распространения;
- воспрепятствования законной деятельности государственных органов, в том числе Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательных комиссий, комиссий по референдуму, комиссий по проведению голосования об отзыве депутата, а также законной деятельности должностных лиц этих органов, комиссий, совершенного с применением насилия, угрозы его применения, обмана, подкупа, а равно применения насилия либо угрозы насилием в отношении близких указанных должностных лиц в целях воспрепятствования их законной деятельности или принуждения к изменению характера такой деятельности либо из мести за исполнение ими служебных обязанностей;
- финансирования экстремистской деятельности;
- публичных призывов к организации или проведению в этих целях незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования с нарушением установленного порядка их организации или проведения, либо вовлечения лиц в участие в таких массовых мероприятиях путем насилия, угрозы применения насилия, обмана или выплаты вознаграждения, либо иной организации или проведения таких массовых мероприятий, если их проведение повлекло по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере.
Существует понятие экстремистских материалов - это символика и атрибутика, информационная продукция (печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, плакаты, портреты, транспаранты и иная наглядная агитация, рекламная продукция), предназначенные для публичных демонстрации, использования и распространения либо распространенные любым способом в целях вовлечения в экстремистскую деятельность и ее пропаганды и признанные экстремистскими материалами по решению суда.
Список материалов, признанных экстремистскими, постоянно актуализируется и с ним каждый гражданин может ознакомиться на сайте Министерства информации Республики Беларусь.
С развитием сферы информационно-коммуникационных технологий возросло число угроз и противоправных деяний, в т.ч. экстремистской направленности, совершаемых с использованием сети Интернет. В настоящее время злоумышленниками совершенствуются формы и методы осуществления преступной деятельности, а совершая их в глобальной сети нарушители закона рассчитывают на то, что останутся безнаказанными и смогут избежать ответственности. Однако, благодаря должному уровню взаимодействия право охранительных структур, раскрыто множество таких преступлений.
Территориальными следственными подразделениями Гродненской области в период с августа 2020 года по настоящее время окончено производство передачей прокурору для направления в суд по порядка 480 уголовным делам рассматриваемой категории в отношении 500 обвиняемых по 1004 преступным эпизодам преступной деятельности.
Основную массу среди них составляют уголовные дела, возбужденные по:
- статьям 188, 369, 391 Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающим ответственность за преступления против порядка управления и правосудия, как правило, связанные с клеветой и оскорблениями должностных лиц государственных органов, санкции статей предусматривают наказание до 3 лет лишения свободы;
- статьям 367 и 368 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам оскорблений и клеветы в адрес Президента Республики Беларусь, санкции статей предусматривают наказание до 6 и 5 лет лишения свободы соответственно;
- статьям 364, 366, 389 Уголовного кодекса Республики Беларусь насилия либо угрозы применения насилия в отношении сотрудников органов внутренних дел либо их близких, должностных лиц, судей, санкции статей предусматривают наказание до 7, 8 и 3 лет лишения свободы соответственно;
- статье 203-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам незаконных действий в отношении информации о частной жизни и персональных данных представителей власти и должностных лиц, санкция статьи предусматривает наказание 5 лет лишения свободы;
- статье 341 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам осквернения сооружений и порчи имущества, санкция статьи предусматривает наказание до 3 лишения свободы;
- статьям 293, 342 Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающим ответственность за организацию групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок, массовых беспорядков и участие в таковых, санкции статей предусматривают наказание до 15 и 4 лет лишения свободы соответственно;
- статье 130 (разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни) У головного кодекса Республики Беларусь, санкция статьи предусматривает наказание до 12 лет лишения свободы;
Справочно: Следственным управлением УСК по Гродненской области завершено расследование ряда уголовных дел в отношении активных участников групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок, сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти.
Среди них уголовное дело в отношении жительниц г.Гродно nенсионерок С. и О., которые 09.08.2023 приняли активное участие в проводимых на территории областного центра групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, сопряженных с явным неповиновениям законным требованиям представителей власти и повлекших нарушение работы транспорта. Женщины в составе сцепки преграждали проезжую часть одной их улиц, блокируя тем самым работу транспорта, двигались в составе уличного шествия по проезжим частям автомобильных дорог, на требования сотрудников ОВД о прекращении противоправных действий не реагировали, посягая тем самым на общественное спокойствие горожан, нарушали условия их быта и отдыха.
Действия обвиняемых квалифицированы по ч.1 ст.342 (активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок и сопряжённых с явным неповиновением законным требованиям представителей власти, повлекшее нарушение работы транспорта) Уголовного кодекса Республики Беларусь.
В марте 2023 года по уголовному делу постановлен обвинительный приговор. Пенсионерки С. и О. приговорены к 3 годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа каждая.
Уголовным законом Республики Беларусь криминализированы все формы участия в экстремистской деятельности, ее осуществления и обеспечения.
Так, согласно статье 361-1 установлена уголовная ответственность не только за создание либо руководство экстремистским формированием, деятельность которого направлена на реабилитацию нацизма, но и за участие в таком формировании, к которому относится вхождение лица в его состав в целях совершения преступлений экстремистской направленности. Санкция данной статьи предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы.
При этом в примечаниях к данной норме указано, что под преступлением экстремистской направленности понимается преступление, сопряженное с совершением умышленных действий, относящихся в соответствии с законодательными актами к экстремизму, а равно иное преступление, предусмотренное Уголовным кодексом, совершенное по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды либо по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы.
Статья 361-2 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает уголовную ответственность за финансирование экстремистской деятельности. Речь идет о предоставлении или сборе денежных средств, ценных бумаг, либо иного имущества, в том числе имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, любым способом для заведомого обеспечения любой экстремистской деятельности, а также деятельности, направленной на реабилитацию нацизма.
Ранее ответственность была предусмотрена только за финансирование деятельности экстремистского формирования, в настоящее время уголовную ответственность влечет финансирование в целом экстремистской деятельности. Наказание по данной статье может достигать 5 лет лишения свободы, а при совершении подобных действий повторно, группой лиц по предварительному сговору либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий - до 8 лет лишения свободы со штрафом.
Самостоятельным преступлением является вербовка и вовлечение лица в экстремистскую деятельность, обучение, а равно иное содействие экстремистской деятельности. Согласно статье 361-4 наказание за подобные действия может достигать до 6 лет лишения свободы, а в случае их совершения повторно, группой лиц по предварительному сговору либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий - до 7 лет лишения свободы.
Справочно: Гродненским межрайонным отделом следственного комитета завершено расследование уголовного дела в отношении работника одного из государственных предприятий г.Гродно, который в 2021 году неоднократно в целях оказания содействия экстремисткой деятельности посредством переписки в мессенджере отправлял участнику экстремистского формирования фотоизображения ведомственных нормативных документов, которые последующем были размещены в экстремистском информационном Интернет-ресурсе «Белсат».
Действия указанного лица квалифицированы по ч.ч.l и 2 ст.З61-4 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
В целях пресечения преступлений экстремистской направленности на более ранней стадии также в статье 361-5 Уголовного кодекса Республики Беларусь криминализировано прохождение лицом обучения или иной подготовки, заведомо для обучающегося имеющих целью его последующее участие в экстремистской деятельности. Лицу, которое прошло подобное обучение или подготовку может грозить до 3 лет лишения свободы.
Справочно: В случае своевременного сообщения лицом, совершившим вышеуказанные преступления, государственным органам, а равно иным образом способствовавшее выявлению, предотвращению или пресечению деяний, отнесенных законодательством к экстремистской деятельности, ее финансированию, оно освобождается от уголовной ответственности.
Следует отметить, что совершение злоумышленниками преступлений экстремисткой направленности посредством сети Интернет из-за рубежа, не освобождает от уголовной ответственности.
Так, согласно ст.5 Уголовного кодекса преступление признается совершенным на территории Республики Беларусь, если оно начато, или продолжалось, или было окончено на ее территории. То есть, если потребителями размещаемых противоправных публикаций являлись граждане Республики Беларусь, находящиеся на ее территории, следует полагать, что и преступление окончено на территории Республики Беларусь.
Справочно:
Гродненским областным судом в октябре 2022 года постановлен обвинительный приговор в отношении гражданина Республики Беларусь П., который в 2021 году, находясь в г.Гродно, а также за пределами Республики Беларусь, будучи зарегистрированным в Теlеgrат-чате «Белсатаўшчына», размещал в нем публикации, содержащие негативную оценку граждан и жителей Российской Федерации, лиц, исповедующих ислам, сотрудников правоохранительных органов и пограничной службы, прокуратуры, суда, спортсменов и учителей, государственных служащих, представителей власти, лиц, поддерживающих действующего Президента Республики Беларусь и действующую в Республики Беларусь политическую власть, их близких, призывал к применению в отношении них насилия. Он же, в указанном Интернет-ресурсе размещал высказывания неуважительного и оскорбительного содержания в отношении государственных символов Республики Беларусь, оскорбления и угрозы в адрес Президента Республики Беларусь, представителей власти.
Гродненским областным судом гражданин П. приговорен к 7 годам лишения свободы со штрафом в размере 50 базовых величин. представителей власти. Приговор вступил в законную силу.
Следует отметить, что территориальными подразделениями Следственного комитета во взаимодействии с иными правоохранительными структурами ведется серьезная работа по выявлению экстремистских материалов, в т.ч. в глобальной сети Интернет. О чем информируются органы прокуратуры, правомочные подавать исковые заявления в суд для признания организаций, формирований, ИП – экстремистскими, запрещения их деятельности на территории страны и последующей ликвидации.
За распространение, изготовление, хранение, перевозку информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, предусмотрена административная ответственность согласно ст.19.11 КоАП Республики Беларусь.
Справочно: распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции.
За совершение указанных действий Законом предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, общественных работ, административного ареста. А если указанные действия совершены индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, то размер налагаемого штрафа составляет от пятидесяти до ста базовых величин и от ста до пятисот базовых величин соответственно.
Следует отметить, что гражданам, которые из банального интереса или любопытства читают запрещенные каналы, признанные экстремистскими материалами, уголовная либо административная ответственность не грозит.
Вместе с тем, следует знать, что подписка - это элемент популяризации, распространения экстремистской информации, т.е. хранение в открытом доступе в сети Интернет (на личных страницах в социальных сетях либо мессенджерах «Вайбер», «Телеграмм» и т.д.) ссылок на телеграмм-каналы (чаты), включенные в республиканский список экстремистских материалов, расценивается как хранение с целью распространения, что предусматривает административную ответственность, предусмотренную ч.2 ст.19.11 КоАП.
Кроме того, различная пропаганда - «слив» данных, репосты, комментарии, оказание поддержки в популяризации канала, финансирование - это влечет в настоящее время административную ответственность.
Деанонимизировать правоохранители на сегодня могут практически любого, современные компьютерные программы позволяют это сделать, контролируются и проверяются, в том числе, и различные домовые чаты.
Справочно: Постановлением суда Ленинского района г. Гродно от 18.06.2021 к административной ответственности по ч.2 ст. 19.11 КоАП Республики Беларусь за распространение 24.05.2021 на интернет-сайте «hrodna.life» информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов и хранение с целью распространения такой информации, привлечено ООО «Гродно Лайф Медиа» и подвергнуто административному взысканию в виде штрафа в размере 500 базовых величин.
Состав указанного административного правонарушения будет и в том случае, когда гражданин, передает какую-либо информацию для размещения ее на экстремистском канале, поскольку в этой ситуации он фактически участвует в изготовлении экстремистской продукции, так как вся информация, размещенная на канале, признанном экстремистским, также является экстремистской.
Продолжая тему административной ответственности, следует остановить ещё на одном составе административного правонарушения.
Ст.19.10 КоАП Республики Беларусь предусматривает административную ответственность за пропаганду или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики.
Как правило, выражается в публичной демонстрации в сети Интернет нацистской символики или атрибутики, либо нанесении татуировок с нацистской свастикой на открытые участки тела с той же целью (публичная демонстрация окружающим).
За совершение указанных действий Законом предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере до десяти базовых величин, общественных работ, административного ареста. А если указанные действия совершены индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, то размер налагаемого штрафа составляет до пятидесяти базовых величин и до двухсот базовых величин соответственно.
Предусмотрена ответственность за повторность данного правонарушения в течение года после наложения административного взыскания. Влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин, общественных работ, административного ареста. В отношении индивидуального предпринимателя или юридическим лица, размер налагаемого штрафа составляет от двадцати до пятидесяти базовых величин и от пятидесяти до двухсот базовых величин соответственно.
Возвращаясь к теме соблюдения требований законодательства о массовых мероприятиях, следует остановиться на составе административного правонарушения, предусмотренного статьей 24.23 КоАП, который предусматривает ответственность за нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий.
Ответственность по указной статье КоАП наступает при участии в разного рода несанкционированных (проводимых без согласования) с местными органами исполнительной власти (администрации городов (района) митингах, шествиях, демонстрациях, пикетах, собраниях и т.д., а также за призывы к организации и проведению таких мероприятий.
Как участие в несанкционированных мероприятиях является, в том числе, размещение незарегистрированной символики в виде бело-красно-белого флага в любом исполнении, герба «погоня» в месте доступном всеобщему обозрению (на стеклах, корпусе и в салонах автомашин, на окнах домов, элементах одежды, ручной клади, корпусах, чехлах мобильных телефонов и т.д.).
За совершение указанных действий Законом предусмотрена ответственность в виде штрафа до ста пятидесяти базовых величин, или общественных работ от восьми до шестидесяти часов, или административного ареста сроком от пятнадцати до тридцати суток, в отношении юридического лица от двадцати до двухсот базовых величин.
За повторное совершение аналогичных действий в течение одного года после наложения административного взыскания предусмотрена повышенная ответственность в виде штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественных работ, или административного ареста.
Если вышеуказанные действия совершены за вознаграждение, то Законом предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин, или общественных работы, или административного ареста.
Сегодня сотрудники правоохранительных органов имеют возможность оперативно и качественно реагировать на вызовы и угрозы деструктивно настроенных граждан. Грамотные и профессиональные действия сотрудников ОВД, Следственного комитета и иных правоохранительных структур, современные методики расследования и раскрытия преступлений, имеющийся правовой и технический инструментарий позволяют устанавливать и привлекать к ответственности лиц, причастных к совершению подобных преступлений.
ноябрь 2023 года
свернуть
Какие негативные факторы влияют на молодежь? Некоторые специалисты считают, что значительную роль в распространении идей о превосходстве отдельной группы лиц по национальному, религиозному, расовому и иному признаку играют виртуальные группы радикальной направленности в социальных сетях, а также распространение экстремистских материалов в сети Интернет. Зачастую средства массовой информации, осознанно или нет, раздувают костер экстремизма, размещая материалы, в которых криминальным или бытовым конфликтам навязывается национальная окраска, что способствует возбуждению национальной или религиозной ненависти, созданию негативного образа представителя этнических меньшинств.
Рекомендации по профилактике экстремизма в молодежной среде, которые дают сотрудники милиции просты и доступны. Главное — серьезно подойти к проблеме молодежи. Как можно больше уделять внимание флэшмобберам. Разъяснять учащимся административную ответственность за участие в несанкционирован
Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:
— действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РБ.
— Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-знач
Формы экстремистской деятельности точно определены в законодательстве
В целях профилактики экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры (лат. sub – «под» + культура).
Существующие неформальные подростково-моло
Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные или незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне либо обучающейся в одном учебном заведении. «Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии, пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения к совершению преступлений на национальной почве и расовой вражде. При этом следует отметить, что в группировки скинхедов попадает в основном молодёжь, не занятая какой-либо общественно-поле
Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой.
Ведь мы все живем в одном обществе. Вокруг нас тысячи, нет, даже миллионы, миллиарды людей. У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то неповторимое. Прелесть современного мира именно в многообразии, разногранности. Не все это могут понять и принять.
Безусловно, сейчас значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтобы объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традициям. Мы должны научиться прислушиваться к мнению окружающих и признавать свои ошибки.
свернутьМетодические рекомендации
Для успешной организации работы по противодействию вовлечения учащихся в экстремистские организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодежной среде. Факторы экстремизма в подростково-моло
установки, предубеждения родителей;
взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);
влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.
стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезин
представления, установки подростков;
индивидуально-пс
эмоциональные особенности (состояние психического напряжения) Основные задачи профилактики экстремизма:
Воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;
Формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;
Противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое самоуправление;
Отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористическог
Повышение роли семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;
Внедрение в школьную среду практики норм толерантного поведения; · Воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;
Вся молодежь, проживающая на территории Беларуси. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактиче
Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:
- дети из неблагополучных, социально-дезори
— «золотая молодежь», склонная к безнаказанности, вседозволенности
— дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;
- носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;
- члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект. При организации профилактической работы важно учитывать социально- экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь. Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» — «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-эконом
- оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;
— создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственност
- разработку системы психокоррекционн
При изучении таких школьных предметов, как основы безопасности жизнедеятельност
толерантности, терпимости к проявлению индивидуальности другими людьми;
способности самостоятельно анализировать информацию, в том числе обществоведческо
осуществление своих социальных ролей в обществе, семье, трудовом коллективе.
уважения прав других людей иметь разные точки зрения;
умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения, осознавать их последствия;
Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в социуме. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Основными мероприятиями могут быть:
- координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетн
- организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания; проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительн
- проведение классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на коллегиях, педагогических советах, на Советах профилактики, классных собраниях;
— проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся;
— организация индивидуальных встреч учащихся и их родителей с социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительн
- оказание юридической помощи несовершеннолетн
Повышение психолого-педаго
системная и дифференцированн
обеспечение со стороны родителей положительного общественного мнения о работе образовательного учреждения по профилактике правонарушений;
поддержка школьного самоуправления, формирование актива во всех целевых группах и саморазвитие программ (педагоги, учащиеся, родители);
анализ результативности профилактической работы, проводимой классными руководителями, социальными педагогами.
Ситуации:
1. Распространяемая неизвестными лицами печатная продукция не имеет выходных данных, указания на принадлежность к общественной либо религиозной организации, предположительно содержит материал экстремистской направленности, то есть направленный на возбуждение ненависти, либо вражды, а также на унижение достоинства человека, либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии.
2. Представитель какой либо религиозной или общественной организации в устной форме ведет пропаганду превосходства одной религии над другой, либо расового, национального или социального превосходства одних групп населения над другими, грубо выражается в адрес исповедуемой гражданами религии, их расовой, национальной или социальной принадлежности.
Профилактика экстремизма в педагогическом процессе
Профилактическую деятельность по предотвращению появления экстремистских настроений можно классифицировать на два типа:
В первом случае, такие подростки, не имеющие противозаконного настроения, будут являться добровольными клиентами социальной работы. Задачей социальной работы с ними будет создание такого толерантного мировоззрения, в котором будет отсутствовать идеи экстремистского начала.
На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Развитие молодежного экстремизма – это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения. Исходя из этого вытекают следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:
Профилактика терроризма и экстремизма проводиться в образовательной системе. Данная работа по профилактике в первую очередь начинается с формирования у работников сферы образования навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности. Также необходимо разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс комплексов образовательных программ, которые будут направлены на профилактику терроризма и экстремизма, укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодежи.
Человек становится личностью в процессе социализации. Начальные стадии воспитания он получает в семье. Так что основной заклад мышления происходит именно в главной ячейке общества. Однако, школа так же берет на себя воспитательную функцию. В школах социальные педагоги должны брать на себя ответственность за нравственное воспитание своих учеников.
1. Подход, основанный на распространении информации об экстремизме и организациях экстремистского толка.
Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий. Он базируется на предоставлении информации об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических, политических идей, приведении фактов о жизненных трудностях, ситуациях и мотивах членов данных организаций. Социальные работники устраивают акции и создают проекты для информирования молодежи об экстремизме.
В настоящее время этот метод частично комбинируется с другими типами интервенций, так как сам по себе он не является эффективным. Несмотря на то что информационные программы способствуют повышению уровня знаний, они могут лишь дать толчок к отвращению, всякого рода нетерпимости. Большинство таких программ не включают в себя задач, направленных на изменение поведения молодежи, формирование у них толерантности, национал- и веротерпимости, и не отвечают на вопрос, как может самореализоваться молодой человек в настоящее время.
Чаще всего эти программы недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее, совсем отказываться от них преждевременно. Информация об опасности экстремистских организаций должна даваться как можно более подробно и вплетаться в структуру других программ, имеющих более широкие цели.
2. Подход, основанный на аффективном обучении.
В основе этого подхода лежит теоретическое положение о том, что проявлять нетерпимость к "другим" начинают, прежде всего, люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, воспитанные в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций. Аффективное (интенсивное эмоциональное) обучение базируется на понимании того, что нетерпимость чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска - низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию). В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях. Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой, даже посредством преступлений, включиться в группу сверстников и быть там принятыми. Социальные работники при этом подходе должны учить клиентов управлять рационально своими эмоциями
Хотя данная модель и является эффективной, в современных условиях она не может использоваться изолированно от других, так как идеи экстремизма в настоящее время распространились не только на подростков с проблемной эмоциональной сферой, но и на многие другие слои этой возрастной группы. Кроме того, отечественная культура воспитания ребенка предполагает определенные эмоциональные запреты на чрезмерное эмпатическое сопереживание, что, несомненно, пагубно влияет на формирование личности в целом. Иными словами, родительские "не плачь, не кричи, успокойся, будь мужчиной" и т. д., кроме известной пользы, приносят еще и определенный вред.
3. Подход, основанный на влиянии социальных факторов.
Данный подход базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя зарождению экстремистских идей. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей, или программы, направленные на предотвращение возможного социального давления экстремистской среды.
Наиболее популярными среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению. Одним из важных подходов в такого рода программах является работа с молодежными лидерами — подростками, желающими пройти определенное обучение, для того чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антиэкстремистскую деятельность в своей школе, в своем районе.
4. Подход, основанный на формировании жизненных навыков
В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации. Основу этого направления составляет теория социального научения Бандуры (Bandura A., 1969). В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза экстремистской деятельности может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, т.е. формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, она дает возможность стать участником субкультурального жизненного стиля.
Исследователи этого вопроса описывают множество таких субъективных мотивов и четко устанавливают один факт: агрессия становится основным фактором в поведении молодых людей. На основе данной позиции разрабатываются программы жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям. В США и Западной Европе развивается большое количество таких программ. Оценка их эффективности показала, что данная модель имеет шансы быть успешной, однако она не может быть полностью скопирована в России в связи с принципиальными различиями в молодежных поведенческих стилях. Стремление юных соотечественников перенимать западный поведенческий имидж - вещь неизбежная, однако непременной составляющей этого процесса должно быть когнитивное развитие - основа осмысленного формирования собственного поведенческого стиля.
5. Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной экстремистской
Этот подход предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск проявления экстремистской агрессии.
Например, в настоящее время все больше футбольных фанатов становятся экстремистами. Однако, любовь к своей команде не причина ненависти к другим. Некоторые социальные работники предлагали создавать все больше открытых площадок для игр в футбол, чтобы болельщики не выходили на бои с противниками, а играли в футбол между собой или с болельщиками других футбольных команд
А. Кромин выделяет четыре варианта программ, основанных на деятельности, альтернативной экстремистской:
Если ты на улице
Если ты хочешь куда-либо пойти, обязательно предупреди родителей, куда, с кем ты идешь и когда вернешься, а также расскажи свой маршрут движения. Во время игр не залезай в стоящие бесхозные машины, подвалы и другие подобные места.
Постарайся, чтобы твой маршрут не пролегал по лесу, парку, безлюдным и неосвещенным местам.
Если тебе показалось, что тебя кто-то преследует, перейди на другую сторону дороги, зайди в магазин, на автобусную остановку, обратись к любому взрослому человеку.
Если ты где-то задержался, попроси родителей встретить тебя у остановки.
Если твой маршрут проходит по автомагистрали, иди навстречу транспорту.
Если машина тормозит возле тебя, отойди от нее подальше.
Если тебя остановили и попросили показать дорогу, постарайся объяснить все на словах, не садясь в машину.
Если незнакомый человек представился другом твоих родственников или родителей, не спеши приглашать его домой, попроси дождаться прихода взрослых на улице.
Если тебе навстречу идет шумная компания, перейди на другую сторону дороги, не вступай ни с кем в конфликт.
Если к тебе пристали незнакомые люди, угрожает насилие, громко кричи, привлекай внимание прохожих, сопротивляйся. Твой крик - твоя форма защиты! Твоя безопасность на улице во многом зависит от тебя!
Если при входе в подъезд ты заметил посторонних, подожди пока кто-нибудь из знакомых не войдет в подъезд вместе с тобой.
Не входи в лифт с незнакомым человеком.
Если ты обнаружил, что дверь в твою квартиру открыта, не спеши входить, зайди к соседям и позвони домой
Если ты дома один
Попроси своих друзей и знакомых, чтобы они предупреждали тебя о своем визите по телефону.
Если звонят в вашу квартиру, не спеши открывать дверь, сначала посмотри в глазок и спроси, кто это (независимо от того, один ты дома или с близкими).
На ответ "Я" дверь не открывай, попроси человека назваться.
Если он представляется знакомым твоих родных, которых в данный момент нет дома, не открывая двери, попроси его прийти в другой раз и позвони родителям.
Если человек называет незнакомую тебе фамилию, говоря, что ему дали этот адрес, не открывая двери, объясни ему, что неправильно записал нужный ему адрес и позвони родителям.
Если незнакомец представился работником ЖЭСа, почты или другого учреждения сферы коммунальных услуг, попроси его назвать фамилию и причину прихода, затем позвони родителям и выполни их указания.
Если пришедший представился сотрудником отдела внутренних дел (милиции), не открывая двери, попроси прийти его в другое время, когда родители будут дома, и сообщи им.
Если незнакомец попросил воспользоваться телефоном для вызова милиции или "скорой помощи", не спеши открывать дверь; уточнив, что необходимо сделать, сам вызови нужную службу.
Если на лестничной площадке собралась компания, распивающая спиртные напитки и мешающая твоему отдыху, не вступай с ней в конфликт, а вызови милицию.
Вынося мусорное ведро или отправляясь за газетой, посмотри сначала в глазок, нет ли посторонних лиц вблизи твоей квартиры; выходя, запри дверь.
В дверях квартиры не оставляй записки о том, куда и на сколько ты ушел.
Дом будет твоей крепостью, если ты сам будешь заботиться о своей безопасности.
свернуть