Verification: d44cd8aecc6251d9

Единый информационный час по теме «Мы в интернет-пространстве: как защититься от манипуляций»

10.03.2023
10 марта 2023 года в учреждении образования для учащихся VII-XI классов пройдёт единый информационный час по теме «Мы в интернет-пространстве: как защититься от манипуляций».

Вниманию учащихся будут представлены информационные блоки:

- «Какие опасности подстерегают нас в интернете»;

- «Манипулирование в интернете: вовлечение в деструктивные группы»;

- «Методы защиты от манипулирования».

Интенсивное внедрение цифровых технологий, применение специальных программных средств для продвижения медиапродуктов, создание виртуальных площадок для информирования, взаимодействия и общения пользователей принципиально изменили структуру мирового медиапространства. Печатные и телевизионные СМИ постепенно уступают свои позиции средствам массовой коммуникации в сети Интернет, где любой пользователь может стать участником публичного обсуждения самых разнообразных вопросов.

По мере увеличения роли интернета в жизни общества пользователи сталкиваются со специфическими информационными рисками, связанными с распространением негативного контента (содержания), противоречащего интересам стран, социально-правовым нормам государств, нарушающего права, законные интересы человека и оказывающего деструктивное (разрушающее) воздействие на его психику и общественное сознание.

В XXI веке интернет-пространство становится важной средой виртуальной жизни и мощным средством социализации детей и молодежи – активных пользователей сетевых ресурсов. С одной стороны, интернет – это неисчерпаемый источник информации, который помогает познавать мир и развиваться. Но наряду с положительными сторонами есть и негативные. Под воздействием интернета изменяются ценностные ориентации, духовно-нравственные приоритеты, трансформируется мировоззрение.

Чрезмерно интенсивное взаимодействие с интернет-ресурсами связано с развитием ряда психологических расстройств (депрессивные состояния, тревога, агрессивность и т. д.). Но наиболее серьезной проблемой является негативное информационное влияние деструктивного контента на личностное развитие молодых людей, манипулирование их сознанием и поведением.

Молодежь, особенно 14-18 лет, наиболее подвержена негативной пропаганде, так как является наиболее активным пользователем интернета. Этому возрасту присущи обостренное чувство справедливости, стремление к самовыражению, поиск ценностей и смысла жизни. Молодые люди полны внутреннего протеста, в силу отсутствия жизненного опыта и знаний они подвержены внушению и манипулированию.

Становление и развитие нынешнего молодого поколения происходит под влиянием факторов, повышающих потенциальные риски личной и общественной информационной безопасности. Неуправляемая информационная среда таит в себе возможные политические, экономические и коммуникационные угрозы. Последние, в свою очередь, связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей (вовлечение в преступную деятельность, киберпреследование, кибербуллинг и др.), что вызывает нарастание психоэмоциональной и социально-психологической напряженности в молодежной среде.

С каждым годом растет количество случаев, когда малознакомые (незнакомые) люди высказываются в сетях о том, что должен делать, писать, жить, как одеваться и т. д. конкретный человек. Чаще всего такие советы дают медийным персонам (политикам, артистам, блогерам и т. д.). Все это – не что иное, как самая элементарная манипуляция.

Прежде чем начинать работу с информацией в сети интернет, необходимо разобраться, что такое манипуляции.

Манипуляция – способ подчинения, управления людьми путем воздействия на них, программирование их поведения. Часто такое воздействие осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном манипулятору направлении. Любой человек может влиять на другого через знания (манипулирование информацией) и чувства (манипулирование эмоциями).

Цель манипуляторов – добиться от людей того поведения, которое им нужно. Манипуляторы не считают других людей личностями, для них не имеет значения неприкосновенность личности, внутреннего мира другого человека.

Манипуляции дают наивысший результат, когда за демонстрируемой открытостью действий скрывается тщательно продуманная, спланированная и замаскированная схема достижения задуманного результата.

Наиболее распространенные способы манипулирования информацией:

- замалчивание фактов, одностороннее изложение сведений;

- дезинформация или создание фейков;

- ссылки на несоответствующие (неточные) источники;

- ссылки на слухи;

- преувеличение, обобщение, сравнение фактов, которые нельзя сравнивать;

- манипулирование статистическими данными;

- ссылка на «авторитетное мнение»;

- отвлечение внимания и др.

Интернет предоставляет нам много информации и, соответственно, поводов для ее обсуждения. При этом наше знание остается достаточно поверхностным. То, что все сведения нельзя перепроверить, является причиной создания фейков, возможностей для информационных искажений.

Фейк (англ. Fake – подделка) – ложная, недостоверная, сфальсифицированная информация об актуальных значимых фактах и событиях с целью ввести в заблуждение. Фейковым может быть контент практически любого вида: новость, изображение, видеоролик и даже страницы в социальных сетях.

Вовлечение в деструктивные группы часто проходит по определенному сценарию. Предварительно на основе анализа поисковых запросов определяются потенциальные участники группы (жертвы). На первом этапе с вербовочного (управляющего) аккаунта осуществляется рассылка контактных сообщений, фраз: «привет», «кто ты», «могу я тебе помочь». Далее, если адресат отвечает, то переписка переадресовывается к реальному члену группы («консультанту», «помощнику»), который затем продолжает переписку с потенциальной жертвой.

После установления контакта «помощник» старается стать для новичка «другом», создать для него максимально комфортную и интересную среду, заинтересовать собой, группой, своими знаниями и увлечениями. «Друг» представляет свою выдуманную легенду, причем зачастую он является старшим по возрасту или даже взрослым человеком. Таким образом, создается определенный круг общения, который позволяет подростку почувствовать себя особым, успешным, принятым. Происходит стойкое формирование убеждения, что только в этом круге общения его понимают, принимают, а вне сообщества этого нет и не будет. Также на этом этапе тестируются возможности оказания влияния и управления подростком.