Пункт коррекционно-педагогической помощи

ПКПП

Основной целью деятельности ПКПП является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, осваивающим содержание образовательной программы общего среднего образования и имеющим трудности в её освоении.
развернуть

Направления работы ПКПП:

  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие  фонематических процессов;
  • пополнение  активного и пассивного словаря;
  • формирование  грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • совершенствование навыков письма и чтения;
  • развитие  внимания, памяти, мышления;
  • формирование навыков учебной деятельности, произвольности поведения и самоконтроля

Речевые умения, которые должны быть сформированы у будущих первоклассников

Коммуникативные умения

  • Умеет пользоваться словами вежливости без напоминания: знает, как поблагодарить, извиниться, попрощаться, выразить сочувствие, попросить, отказаться от чего-либо.
  • Умеет правильно вступить в разговор, завязать беседу и закончить ее.
  • Умеет объяснить, описать, договориться.

Звуковой строй речи и осознание элементов языка и речи

  • Правильно произносит все звуки родной речи.
  • Выделяет и называет звук в начале, середине и конце слова.
  • Умеет выделять, называть и считать количество звуков и слогов в слове.
  • Знает, что звуки делятся на гласные и согласные.
  • Умеет выделять гласные и согласные звуки, твердые и мягкие.
  • Выделяет из предложения слова, знает, что существует порядок слов в предложении.

Словарный запас

  • Словарь может включать до 4 000 – 4 500 слов.
  • Использует все части речи, кроме деепричастий и деепричастных оборотов.
  • Находит точные слова для обозначений предметов, действий, явлений, качеств и свойств.
  • Знает названия растений, животных, в речи пользуется их классификационными характеристиками: Орел – это хищная птица. Собака – это домашнее животное.
  • Использует видовые и родовые понятия (виды транспорта, жилищ, зданий и т.д.)
  • Знает и называет профессии родных, знакомых, их занятия, увлечения.
  • Использует в речи название марок машин, спортивные термины, военную лексику (мальчик).
  • Часто использует понятия из мира моды, а также бижутерии и косметики.

Грамматический строй

  • Пользуется всеми видами простых и сложных предложений.
  • Редко ошибается в образовании единственного и множественного числа существительных.
  • В родительном падеже множественного числа использует чаще правильные окончания.

Связная речь

  • Умеет сообщить о чем-либо, оправдаться, объяснить и сделать вывод, попросить о помощи или тактично от нее отказаться, словесно защититься.
  • Может говорить и кратко, и пространно в зависимости от ситуации.
  • Передает правильно последовательность событий при пересказе.
  • Знает, как принято начинать рассказ, продолжать и заканчивать, пытается использовать свои знания.
  • Умеет описать внешность героев рассказа и передать свое отношение.
  • Может подвести итог или придумать концовку рассказу, предложенному без окончания, придумать начало тексту с «потерянным началом».
  • Может составить собственный текст (придумать сказку, сочинить рассказ, историю).

Внимание!

Что должно насторожить в развитии речи будущего первоклассника

  1. Речь ребенка невыразительна, звукопроизношение на уровне 4-5 лет, с нарушением дифференциации звуков.
  2. «Проглатывает» окончания, опускает аграмматизмы, характерные для детей более младшего возраста.
  3. Не может самостоятельно пересказать знакомую сказку или рассказ.
  4. Не может рассказать связно, что он видит на картинке, только перечисляет изображенные объекты, затрудняясь в выборе слов.
  5. Не может составить рассказ по серии сюжетных картинок, или описать какие-либо событие из своей жизни.
  6. Говорит много, «сразу обо всем», перескакивает с темы на тему, с начала на конец, не может держать внимания на предмете речи, т.е. не способен к планированию речи.
  7. Отказывается играть в речевые игры типа «доскажи словечко», «скажи наоборот», «назови другим словом», «скажи по-другому», «угадай какой звук (в начале, конце, середине)».
  8. Некритичен к своей речи.

Система работы  по оказанию коррекционно-педагогической помощи в пункте 

  • Изучение индивидуально-психологических особенностей  обучающихся  с целью определения оптимальных путей оказания  им коррекционно - педагогической помощи;
  • Исправление  или ослабление  индивидуальных  нарушений развития  обучающихся, препятствующих успешному  усвоению   содержания образовательной  программы  общего среднего образования;
  • Предупреждение возникновения вторичных нарушений  психофизического  развития обучающихся;
  • Формирование общих способностей к учебной деятельности  с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов  общего среднего образования;
  • Повышение уровня  интеллектуального развития обучающихся за счет  развития психических процессов;
  • Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности у обучающихся, развитие их способностей, функций  самоконтроля и произвольной регуляции поведения.

Зачисление в пункт-коррекционно-педагогической помощи

осуществляется приказом  руководителя  учреждения образования на основании следующих документов:

  • заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
  • заявление законного представителя учащегося.
свернуть

Графики работы учителей-дефектологов

развернуть

ГРАФИК РАБОТЫ

учителя -дефектолога

Мелюх Веры Валентиновны

Дни недели

Время работы

Понедельник

11.20 - 15.20

Вторник

11.20 - 15.20

Среда

11.20 - 15.20

Четверг

11.20 - 15.20

Пятница

11.20 - 15.20

Индивидуальные консультации: последняя суббота каждого месяца с 10.00-11.00

 

ГРАФИК РАБОТЫ

учителя-дефектолога        

Бытковской Натальи Ивановны                

Дни недели

Время работы

Обеденный перерыв

Понедельник

11.00 – 16.20

13.00 – 13.20

Вторник

11.00 – 16.20

13.00 – 13.20

Среда

11.00 – 16.20

113.00 – 13.20

Четверг

11.00 – 16.20

13.00 – 13.20

Пятница

11.00 – 16.20

13.00 – 13.20

 

 

 

свернуть

Советы учителя-дефектолога родителям

10 простых советов учителя-дефектолога родителям Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
развернуть

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он делает?» вместо «Он играет?»

4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю вам или кому-нибудь еще.

7. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

свернуть

Идти или не идти на психолого-медико-педагогическую комиссию?

«Моего ребенка отправляют на ПМПК. Но мы не пойдем! Ни за что!», «Учитель-дефектолог рекомендовал родителям обратиться с ребенком в ПМПК, но они этого так и не сделали» – такие ответы можно услышать достаточно часто.
развернуть

Как правило, родители отказываются от посещения ПМПК по той причине, что плохо понимают, что это такое, чем это может быть полезно и чем может «грозить». И их можно понять, потому что то, о чем мало информации, всегда тревожит. Значит, чтобы родители все же прислушались к совету сходить на обследование в ПМПК, им нужна как можно более полная и достоверная информация о самой комиссии и о процедуре обследования.

Основная задача ПМПК – это выявить причины проблем в обучении ребенка и рекомендовать ему образовательную программу, которую он сможет успешно освоить, а также дать рекомендации по преодолению или облегчению тех трудностей, которые у него есть (в учебе, поведении, взаимоотношениях, здоровье, развитии). В состав комиссии входят специалисты медицинского, педагогического и психологического профиля (как правило, это педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач-невролог и др.).

На ПМПК направляют не всех детей, не «тупых» и не «психов». И если вашему ребенку рекомендуют пройти комиссию, а вы говорите, что у вас нормальный ребенок, то вы абсолютно правы. Любой любящий родитель именно так и считает, и это правильно! Просто часто бывает, что некоторым детям (возможно, ваш – как раз в их числе) нужна особая поддержка (педагогическая, психологическая, медицинская), без которой им очень трудно в школе, да и в жизни.

Нарушения только в поведении не являются основанием для направления ребенка на комиссию. Для этого должны быть более веские причины, связанные с качеством освоения программного материала.

Если вы хотите понять, не зря ли вас настойчиво направляют на ПМПК, попробуйте самостоятельно проанализировать хотя бы тетради вашего ребенка, ответив для себя на такие вопросы (естественно, в зависимости от того, в каком классе он учится):

  1. Много ли орфографических ошибок (т. е. ошибок «на правила»)? Есть ли ошибки, связанные с неправильным написанием букв, цифр ("зеркальное" написание, замены похожих букв (а-о, б-д, п-т, м-л, и-ш и т.д.) или букв, обозначающих похожие звуки (б-п, д-т, в-ф, о-е, у-ю))? Встречаются ли ошибки, связанные с простыми правилами: жи-ши, ча-ща, чу-щу? Не забывает ли ребенок, как пишется та или иная буква или цифра? Не пишет ли он предлоги со словами слитно? Не соединяет ли несколько слов в одно? Правильно ли согласует слова в предложении в роде, числе, падеже? Может ли самостоятельно сделать разбор слова или предложения?
  2. Сколько в тетрадях работ, которые он сделал совершенно самостоятельно, без подсказок? Какое их качество?
  3. Как считает ребенок – в уме, по пальцам, по линейке? В пределах 10, 20, 100 или 1000? Знает ли таблицу умножения и насколько хорошо? Может ли самостоятельно решить задачу?
  4. Как читает ребенок – по буквам, по слогам или целыми словами? Часто ли допускает ошибки при чтении? Насколько хорошо понимает прочитанное? Может ли сам связно пересказать то, что прочитал?
  5. Во сколько лет ребенок пошел в первый класс – было ли ему 7 лет на момент поступления в школу? Насколько он был готов к началу школьного обучения? Не говорили ли педагоги, что ему рановато учиться?

Чтобы более объективно оценить школьные умения и навыки Вашего ребенка, можно поприсутствовать на уроках по основным предметам, сравнить ответы своего ребенка с ответами других детей. Кроме того, это поможет Вам понять требования программы.

Что представляет собой диагностическая процедура на ПМПК? Как правило, обследование ребенка проходит в виде беседы, в ходе которой ему предлагается ответить на ряд вопросов и выполнить ряд заданий разнообразного характера: сложить из частей картинку или фигуру, запомнить определенное количество слов или изображений, разложить последовательно несколько картинок с единым сюжетом и так далее; а также выполнить несложные задания из школьной программы. Т.е. задания, которые на комиссии предлагаются ребенку, касаются не только школьных знаний и умений. В большей степени они носят психологический характер, потому что успешность ученика в школе как раз напрямую и зависит от того, насколько хорошо развиты у него психические процессы – память, внимание, речь, восприятие, мышление. Родители обязательно присутствуют при обследовании, но не вмешиваются в его ход, а только наблюдают. В ходе обследования ведется протокол, в который заносятся ответы ребенка, а также краткие выводы по каждому из проверяемых показателей.

После заполнения всех документов специалисты комиссии озвучивают для родителей рекомендации по дальнейшему обучению ребенка, по оказанию ему необходимой психологической, педагогической, медицинской помощи.

Конечно, обследование на ПМПК – это в какой-то мере стресс, но только от вас, родителей, от того, как вы настроите ребенка, что ему скажете, зависит, насколько сильным этот стресс будет. Ни в коем случае нельзя ругать дочь или сына ни до, ни после комиссии, какой бы результат они ни показали! Потому что от воли и желания ребенка это не зависит! Ругать нужно только себя: как правило, это именно родительские ошибки, невнимание к собственным детям приводят ребят к неуспешности.

Поэтому, если Вы решите сходить на ПМПК, то лучше сказать своему ребенку примерно следующее: «Мы с тобой сходим на комиссию, там тебе будут задавать разные вопросы, показывать разные интересные картинки и давать задания. Ты отвечай так, как знаешь. Если не знаешь, как ответить на вопрос, то так и скажи - не знаю. В этом нет ничего страшного, потому что не бывает людей, которые могут ответить на все вопросы. Я, например, тоже не всегда могу это сделать. И знай: как бы ты ни отвечал, я все равно тебя очень сильно люблю, и ты для меня - самый лучший». И после обследования непременно похвалите ребенка: он сейчас работал так напряженно, как, возможно, не работал очень давно.

Комиссия нужна не для того, чтобы детей наказать или куда-то «отправить», а для того, чтобы помочь, определить те условия, которые будут способствовать успешному обучению ребенка (образовательная программа – главное из этих условий). Поэтому «защищать» ребенка от кого-то на комиссии, «оправдывать» его нет необходимости: специалисты и так изначально на его стороне. Кроме того, как правило, специалисты, работающие в ПМПК, имеют значительный опыт общения с детьми, и обязательно делают скидку еще и на естественное волнение ребенка.

Вам нужно будет, присутствуя при обследовании вашего сына или дочери, просто молча наблюдать за всем происходящим, не подсказывая, не перебивая, не вмешиваясь, не охая и не ахая. И, естественно, совершенно недопустим ваш смех в случае нелепых ответов ребенка, так как это может сбить его с мысли и привести к обиде, а иногда – и к отказу отвечать дальше. Просто «мотайте на ус», какие упущения есть и над чем вам с вашим чадом нужно поработать.

Итак, после прохождения комиссии действия родителей могут быть следующие. Сначала необходимо спокойно обдумать данные вам рекомендации и прикинуть все варианты: как ситуация может сложиться дальше и в том случае, если вы согласитесь с советами, и в противоположном. Если вы согласны с выводами ПМПК, то тогда нужно решить, будете ли вы переводить ребенка в другой класс (группу), или же он останется там, где и был и др.

Если же вы не согласны с рекомендациями комиссии, то тогда заключение ПМПК никому и никуда показывать не надо, и пусть все остается так, как было, без изменений.

Комиссия дает рекомендации, а не приказы к исполнению. То есть право и обязанность родителей – хорошенько обдумав и взвесив все «за» и «против», самостоятельно решать: выполнять то, что было рекомендовано, или нет. Однако мамам и папам (или другим законным представителям) стоит помнить, что ответственность за это решение, а значит, и за дальнейшую судьбу ребенка, также лежит только на них.

свернуть

Когда следует обратиться за помощью к логопеду

Проблема обращения к такому специалисту, как логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи.
развернуть

На что же обратить внимание у своего ребенка:

если в 3-3,5 года

ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;

в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

он не повторяет за Вами слова,

или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

если в 4 года

у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),

не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);

если в 5-6 лет

все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);

ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,

допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду или детский логопед в поликлинике.

Логопед поможет:

  • скорректировать произношение. В частности, логопед исправит проблемы с так называемыми «вибрантами» – твердой и мягкой «р» – одного из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте. Кроме того, логопед увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, «проглатывание» слов), заикание и другие;
  • подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. Логопед сможет не только проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (неспособность к чтению) или дисграфии (к письму).
свернуть

Речевая готовность ребенка к школе

Готовность к школе – это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.
развернуть

Функциональная готовность ребенка - стимуляция физиологических и психических процессов в его организме: развитие мелкой моторики пальцев, координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также знание и понимание окружающего мира. Большое влияние на готовность ребенка оказывают эмоциональная сфера, интеллектуальная готовность, интерес к новому и навыки общения.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности

Многие авторы выделяют общие признаки готовности к школе:

  • сильное желание учиться (созревание учебного мотива);
  • достаточно широкий круг знаний об окружающем мире;
  • способность к выполнению основных мыслительных операций;
  • достижение определенного уровня физической и психической выносливости;
  • развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;
  • определенный уровень речевого развития (коммуникация): ребенок должен быть вежливым в общении со взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Основные показатели речевой готовности:

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный - согласный типа aп; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
  4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
  5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

К чему приводит недостаточный уровень речевой готовности?

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию иле артикуляции (шипящих - свистящих; звонких -глухих: твердых - мягких, р - л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (бочка - почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.


Работа родителей с ребенком, имеющим школьные трудности

Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем за выполнением домашних заданий.

Родителям необходимо соблюдать основные правила:

  • Успешное продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и сложность заданий не увеличиваются, а уменьшаются.
  • Работать необходимо регулярно и ежедневно.
  • Начинать занятия следует с 10 -15 минут.
  • Начинать занятия с игровых упражнений.
  • Не заниматься, если ребенок очень устал, утомлен или произошли какие-то особые события.
  • В занятия должны быть включены задания, которые ребенок обязательно сможет выполнить, или достаточно легкие, не вызывающие серьезного напряжения. Это позволит ему настроится на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо все получилось!», «У тебя сегодня хорошо все получается», – и т.п.
  • Во время длительных занятий через 15 минут обязательно должны быть паузы, упражнения на расслабление.

Успех такой работы во многом зависит от того, сможет ли ребенок поверить в СВОЙ успех, но сначала в это должны поверить взрослые, учитель и родители.

свернуть

Учите детей говорить

Каждый родитель, ведя ребенка первого сентября в школу, мечтает о том, чтобы сын или дочь добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялись как личность, чтобы чувствовали себя свободно и уверенно.
развернуть

Чтобы ваши мечты стали реальностью, научите вашего ребенка говорить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения.

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные и третичные нарушения:

  • общее недоразвитие речи;
  • нарушение процессов чтения и письма;
  • нарушение памяти;
  • низкую концентрацию внимания;
  • нарушения словесно – логического мышления.

Статистика говорит о том, что 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Оцените сегодняшнее состояние речи своих детей. Выявить и устранить эти дефекты Вам поможет учитель- дефектолог, но все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители.

Решение данных проблем потребует Вашего желания, веры и терпения.

В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:

  • поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;
  • правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в не ранее, чем на этапе отработки навыка;
  • проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;
  • на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия;
  • проследить, чтобы ребенок занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития.

Родителям важно знать:

  • ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком – одно из обязательных условий правильного речевого развития;
  • выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;
  • занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить, что они необходимы;
  • занятие не должно продолжаться свыше 15  минут, более длительная работа утомляет ребенка. Если на занятии проводятся упражнения, требующие значительного напряжения артикуляционных и дыхательных органов, то повторение их более 4 – 5 раз подряд может вызвать головную боль. Эти упражнения следует чередовать с другими видами работ;
  • занятие не следует перегружать заданиями;
  • на этапе подготовки  артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков надо выбрать соответствующий комплекс упражнений;
  • к последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.

Готовя детей в школу, необходимо обращать внимание не только на развитие мелкой моторики, знание алфавита, умение считать, но и на звуковой анализ слов. Уметь работать над звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук Д в слове «дом». Уметь определять, где он находится – в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше – Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других – самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления. 

1. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ПРАВИЛЬНО СЛЫШАТЬ И ВЫДЕЛЯТЬ ЗВУКИ РЕЧИ

Ребенку важно уметь:

  • определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
  • различать твердые и мягкие согласные;
  • различать гласные и согласные звуки;
  • различать слова, похожие по звучанию;
  • различать слова, отличающиеся одним звуком;
  • находить слова, в которых нет заданного звука;
  • осознавать основные элементы языка – слово, слог, звук. 

2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Причины нарушения звукопроизношения различны – привычка вяло и нечетко произносить звуки, подражание речи взрослых, органические нарушения ЦНС и речевого аппарата.

Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей.

Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к учителю- дефектологу. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме. 

3. РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Необходимо тренировать:

  • пространственное восприятие (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т.д.);
  • общую моторику;
  • мелкую моторику.

Используя приемы:

  • пальчиковые игры;
  • штриховки (вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые, узоры в клетку, дорисовывания предметов и т.д.). 

4. РАЗВИТИЕ ЗВУКО – БУКВЕННОГО АНАЛИЗА

Ребенка надо научить:

  • устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами;
  • понимать смыслоразличительную роль буквы. 

5. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

Формировать умения:

  • определять количество и последовательность слов в предложении;
  • составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;
  • пересказать текст;
  • рассказать сказку. 

6. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказывать.

Если вы внимательно отнесетесь ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.

свернуть

Игры для развития речевого дыхания в домашних условиях

развернуть

Игры на развитие фонематических представлений

Памятка для родителей «Волшебный мир звуков»
развернуть

Памятка для родителей «Волшебный мир звуков»

(игры на развитие фонематических представлений)

 

Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента:

фонематический слух — это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.

Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.

У ребенка с нарушениями фонематических процессов тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения, а также будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме.

Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

Развивать фонематические процессы нужно не только на занятиях в детском саду, но и дома.

Как развить фонематическое восприятие ребёнка? В какие игры можно поиграть дома?

 

Игра «Будь внимательным!»

Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Р»:л, р, м, р, ч, р, л; ла-ра-ша-ка-ра; нос, рот, корка, шутка.

Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо, а мягкие мягко, звонкие согласные (Р, Ж, Н) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (наприме, «дуб» — в конце слышим звук П.). Не забывайте о различии звука и буквы: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами.

Например, произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, а пишем «молоко».

Игра «Назови картинки»

Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ш. Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д. Игра «Придумай имя»

Задача – учить подбирать слова на заданный звук.

Придумайте имя мальчику(девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача – учить выделять первый звук в слове.

Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ – К, БАНКА  — Б.

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я, Е, Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ). При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ ,не МЭ ,а М, например, в слове «МОСТ».

Игра «Назови последний звук»

Задача – учить выделять последний звук в слове.

Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – М, дуб – Б.

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце ( Я, Е, Ё, Ю), так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО).

Игра «Отгадай слово»

Задача – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.

Угадай по первым звукам, изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

Игра «Прохлопай слово»

Задача – учить делить слова на слоги.

Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове.

Например, ма-ши-на (3 слога).

Для определения количества слогов можно использовать и такой прием: кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустился вниз (произнося гласные), столько и слогов в слове.

Игра «Позови слово»

Задача – учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.

«Позовите» слова (названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Ударный гласный произносится более длительно, протяжно. Например:

ноооты- ударный гласный О.

Игра «Шутки - минутки»

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Примеры: 

Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том.

 

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

 

Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет мѐд.

 

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

 

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползѐт зелѐный лук

с длинными усами.

 

свернуть

Дисграфия. Дислексия

Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия – это неспособность овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Распознают дисграфию по повторяющимся ошибкам стойкого характера.
развернуть

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности. Начинается оно с замысла. Мы мысленно создаем план текста, определяем последовательность мыслей и постоянно удерживаем ее. Каждое предложение затем надо разделить на слова. Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Следующая операция – выделенный звук нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы и научиться вычленять устойчивые признаки, которые отличают одну букву от другой. Вот сколько сложных задач. Затем мы воспроизводим движением руки зрительный образ буквы, контролируя точность своих движений, проверяя зрительно полученный результат.

Несформированность любого из перечисленных этапов приведет к трудностям при обучении грамоте, то есть к дисграфии.

В чем причина?

Причиной дисграфии могут стать осложнения при родах, некоторые болезни, перенесенные в раннем детстве. Дислексия встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Причиной дисграфии может также стать двуязычие в семье или раннее изучение иностранного языка. А иногда авторитарное воспитание в семье. Так, ребенок, которого в раннем детстве кормят насильно, привыкает сопротивляться в отношении еды и приобретает ту же манеру в отношении интеллектуальной пищи. Важны даже такие вещи, которые, на первый взгляд, кажутся незначительными. Оказывается, если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Впоследствии при чтении ребенку трудно будет следить за строчкой.

Как понять, что у ребенка дисграфия?

Внимательно рассмотрите школьные тетрадки своего ребенка, понаблюдайте за тем, как он пишет и читает.

Ребенок с дисграфией часто как бы застревают на одной букве: За зомом росла мамина (За домом росла малина). Или пишет букву раньше времени: Дод небом лолубым (Под небом голубым). Он пропускает буквы, чаще гласные. Нередки и перестановки букв: фрукты – фрутки. Иногда ребенок добавляет лишнюю букву, обычно ту, что уже есть в слове. Ребенок часто путает: парные звонкие и глухие согласные. Встречаются ошибки, возникающие из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить). Очень распространенная ошибка – слитное написание слов, особенно служебных: ветки елии сосны. Иногда ребенок не разделяет в потоке речи и два самостоятельных слова: всталосолнце. Границы слова могут не только исчезать, но и смещаться: у Деда Мороза – у дедмоРза. Встречаются ошибки в согласовании (большая белая пятно) и управлении (на ветки деревьях).

Ошибки носят стойкий характер. Ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил, не считаются дисграфическими.

Что нельзя делать ни при каких обстоятельствах?

  • Заставлять ребенка читать и писать с утра до вечера. Механическое натаскивание, бесконечные письменные задания дадут прямо противоположный результат.
  • Усаживать ребенка читать большие тексты, писать с ним большие диктанты.
  • Ругать ребенка или огорчаться, если у него что-то не получается, показывать ему свое раздражение. Но чрезмерно хвалить и бурно выражать свою радость тоже не стоит. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе.
  • Устраивать ребенку проверки на скорость чтения.
  • Стараться исправить все сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снизьте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.

Что необходимо сделать?

Обратиться к учителю-дефектологу!

свернуть

Помощь детям с дислексией в домашних условиях

развернуть

ДИСЛЕКСИЯ – это состояние, основным проявлением которого является стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого (языкового) развития, отсутствие нарушений слуха и зрения, а также наличие оптимальных условий обучения.

 Механизмы дислексии

  • Трудности в овладении звуковым анализом слов.
  • Бедность словарного запаса.
  • Малый объем оперативной словесной памяти.
  • Замедленность припоминания слов.
  • Низкая способность запоминать и воспроизводить знаки в заданной последовательности.
  • Повышенная утомляемость.
  • Трудности концентрации внимания.

Совокупность данных механизмов приводят к особенностям чтения, которые проявляются в ряде трудностей:

  • в определении границ предложений;
  • искажении звуко-слоговой структуры слов: «ЖНЯ» вместо «ЖЕНЯ», «ПТИПЦА» вместо «ПТИЦА», «ГРУДОЙ» вместо «ДРУГОЙ»;
  • замене букв по принципу сходства соответствующих им звуков: «ЖУК» ребенок пишет или читает «ШУК», вместо «НОСИК» – «НОЗИК».

В основе этих ошибок чаще всего лежат особенности формирования фонематического слуха.

  • аграмматизм при письме и чтении: «ПЯТЬ МЯЧОВ» вместо «ПЯТЬ МЯЧЕЙ», «СИНЯЯ КРЕСЛО» вместо «СИНЕЕ КРЕСЛО»;
  • замена букв по принципу оптического сходства и искаженное их написание или прочтение (затруднено различение графических изображений букв).

Ошибки при чтении и письме выглядят как замены одной буквы на другую. Эти замены обусловлены несформированностью зрительно-пространственных представлений. По этой причине ребенок затрудняется в различении сходных по начертанию букв, как бы не замечая «мелких» различий между ними. Например, читая слово «ЩЕПКА», ребенок будет затрудняться, как прочитать первую букву: то ли «Ш», то ли «Щ», то ли «Ц».

  • путаница в арифметических знаках;
  • отсутствие восприятия смысла прочитанного, непонимание сути слова, предложения (при правильном прочтении).

 Негативные последствия дислексии в школе

  • Хроническая неуспеваемость по чтению и письму.
  • Болезненные переживания при чтении вслух при детях, фобия чтения.
  • Невозможность пользования текстами в учебниках.
  • Плохое понимание условий задач по математике.
  • Крайне низкая продуктивность при чтении материала учебников дома.

Помощь детям с дислексией в домашних условиях

 

  • Безоценочное принятие своего ребенка!
  • Психологическая поддержка.

После многочисленных двоек и троек, а также неприятных разговоров в школе, дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

Помогайте своему ребенку, на начальных этапах читайте ему задания из учебников, тем самым снижая уровень тревожности.

Откажитесь от проверок ребёнка на скорость чтения. Не стремитесь наращивать скорость чтения и письма – ребёнок должен основательно почувствовать отдельные звуки (буквы). Подход больше читать и писать успеха не принесёт. Лучше меньше, но качественнее.

  • Снижение общей нагрузки чтения текстов вслух (не заставляйте ребенка читать вслух, разрешайте чтение «про себя»).
  • Расширение словарного запаса.
  • Совместное прочтение книг.
  • Переписка с ребенком (повышает практическую мотивацию усвоения чтения).
  • Создание позитивной поддержки при выполнении упражнений.

Примеры упражнений

  • Предложите ребенку найти в комнате слова на определенный звук (например, «С»). Вспомните эти слова на следующий день.
  • Составьте из букв-магнитов слова, «приклеившиеся» друг к другу, например, «МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКА», предложите разделять их. Оказывайте посильную помощь, в случае затруднений.

Задание можно усложнять, используя предложно-падежные предложения, например, «СЕГОДНЯМЫИДЕМКБАБУШКЕКУШАТЬПИРОЖКИ» и т.п.

  • По очереди вместе с сыном (дочкой) называйте слова, начинающиеся на последний звук предыдущих слов, например, «папа – аист – тарелка – альбом – мел – листик – кнопка» и т.д.
  • Сравнивайте слова по звуковому и слоговому наполнению.
  • Дайте ребенку задание ласково назвать то, что называете вы, например, «стол – столик», «цветок – цветочек», «машина – машинка», «стул – стульчик» и т.п.
  • Учите ориентироваться в понятиях «право – лево» как на себе, так и на манекене.
  • Найдите буквы среди наложенных, зашумленных и др.

Помните:

Ребенка с ДИСЛЕКСИЕЙ – невозможно «вылечить»,

потому что это не болезнь, но с правильной помощью

его можно научить читать!

 

свернуть
поделиться в:
Ещё в этом разделе