Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования администрации Октябрьского района г.Гродно
Государственное учреждение образования
Средняя школа №26 имени А.Н.Сивачёва г.Гродно
Направления работы ПКПП:
Речевые умения, которые должны быть сформированы у будущих первоклассников
Коммуникативные умения
Звуковой строй речи и осознание элементов языка и речи
Словарный запас
Грамматический строй
Связная речь
Внимание!
Что должно насторожить в развитии речи будущего первоклассника
Система работы по оказанию коррекционно-педагогической помощи в пункте
Зачисление в пункт-коррекционно-педагогической помощи
осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:
ГРАФИК РАБОТЫ
учителя -дефектолога
Мелюх Веры Валентиновны
Дни недели |
Время работы |
Понедельник |
11.20 - 15.20 |
Вторник |
11.20 - 15.20 |
Среда |
11.20 - 15.20 |
Четверг |
11.20 - 15.20 |
Пятница |
11.20 - 15.20 |
Индивидуальные консультации: последняя суббота каждого месяца с 10.00-11.00
ГРАФИК РАБОТЫ
учителя-дефектолога
Бытковской Натальи Ивановны
Дни недели |
Время работы |
Обеденный перерыв |
Понедельник |
11.00 – 16.20 |
13.00 – 13.20 |
Вторник |
11.00 – 16.20 |
13.00 – 13.20 |
Среда |
11.00 – 16.20 |
113.00 – 13.20 |
Четверг |
11.00 – 16.20 |
13.00 – 13.20 |
Пятница |
11.00 – 16.20 |
13.00 – 13.20 |
свернуть
1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он делает?» вместо «Он играет?»
4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю вам или кому-нибудь еще.
7. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
свернутьКак правило, родители отказываются от посещения ПМПК по той причине, что плохо понимают, что это такое, чем это может быть полезно и чем может «грозить». И их можно понять, потому что то, о чем мало информации, всегда тревожит. Значит, чтобы родители все же прислушались к совету сходить на обследование в ПМПК, им нужна как можно более полная и достоверная информация о самой комиссии и о процедуре обследования.
Основная задача ПМПК – это выявить причины проблем в обучении ребенка и рекомендовать ему образовательную программу, которую он сможет успешно освоить, а также дать рекомендации по преодолению или облегчению тех трудностей, которые у него есть (в учебе, поведении, взаимоотношениях, здоровье, развитии). В состав комиссии входят специалисты медицинского, педагогического и психологического профиля (как правило, это педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач-невролог и др.).
На ПМПК направляют не всех детей, не «тупых» и не «психов». И если вашему ребенку рекомендуют пройти комиссию, а вы говорите, что у вас нормальный ребенок, то вы абсолютно правы. Любой любящий родитель именно так и считает, и это правильно! Просто часто бывает, что некоторым детям (возможно, ваш – как раз в их числе) нужна особая поддержка (педагогическая, психологическая, медицинская), без которой им очень трудно в школе, да и в жизни.
Нарушения только в поведении не являются основанием для направления ребенка на комиссию. Для этого должны быть более веские причины, связанные с качеством освоения программного материала.
Если вы хотите понять, не зря ли вас настойчиво направляют на ПМПК, попробуйте самостоятельно проанализировать хотя бы тетради вашего ребенка, ответив для себя на такие вопросы (естественно, в зависимости от того, в каком классе он учится):
Чтобы более объективно оценить школьные умения и навыки Вашего ребенка, можно поприсутствовать на уроках по основным предметам, сравнить ответы своего ребенка с ответами других детей. Кроме того, это поможет Вам понять требования программы.
Что представляет собой диагностическая процедура на ПМПК? Как правило, обследование ребенка проходит в виде беседы, в ходе которой ему предлагается ответить на ряд вопросов и выполнить ряд заданий разнообразного характера: сложить из частей картинку или фигуру, запомнить определенное количество слов или изображений, разложить последовательно несколько картинок с единым сюжетом и так далее; а также выполнить несложные задания из школьной программы. Т.е. задания, которые на комиссии предлагаются ребенку, касаются не только школьных знаний и умений. В большей степени они носят психологический характер, потому что успешность ученика в школе как раз напрямую и зависит от того, насколько хорошо развиты у него психические процессы – память, внимание, речь, восприятие, мышление. Родители обязательно присутствуют при обследовании, но не вмешиваются в его ход, а только наблюдают. В ходе обследования ведется протокол, в который заносятся ответы ребенка, а также краткие выводы по каждому из проверяемых показателей.
После заполнения всех документов специалисты комиссии озвучивают для родителей рекомендации по дальнейшему обучению ребенка, по оказанию ему необходимой психологической, педагогической, медицинской помощи.
Конечно, обследование на ПМПК – это в какой-то мере стресс, но только от вас, родителей, от того, как вы настроите ребенка, что ему скажете, зависит, насколько сильным этот стресс будет. Ни в коем случае нельзя ругать дочь или сына ни до, ни после комиссии, какой бы результат они ни показали! Потому что от воли и желания ребенка это не зависит! Ругать нужно только себя: как правило, это именно родительские ошибки, невнимание к собственным детям приводят ребят к неуспешности.
Поэтому, если Вы решите сходить на ПМПК, то лучше сказать своему ребенку примерно следующее: «Мы с тобой сходим на комиссию, там тебе будут задавать разные вопросы, показывать разные интересные картинки и давать задания. Ты отвечай так, как знаешь. Если не знаешь, как ответить на вопрос, то так и скажи - не знаю. В этом нет ничего страшного, потому что не бывает людей, которые могут ответить на все вопросы. Я, например, тоже не всегда могу это сделать. И знай: как бы ты ни отвечал, я все равно тебя очень сильно люблю, и ты для меня - самый лучший». И после обследования непременно похвалите ребенка: он сейчас работал так напряженно, как, возможно, не работал очень давно.
Комиссия нужна не для того, чтобы детей наказать или куда-то «отправить», а для того, чтобы помочь, определить те условия, которые будут способствовать успешному обучению ребенка (образовательная программа – главное из этих условий). Поэтому «защищать» ребенка от кого-то на комиссии, «оправдывать» его нет необходимости: специалисты и так изначально на его стороне. Кроме того, как правило, специалисты, работающие в ПМПК, имеют значительный опыт общения с детьми, и обязательно делают скидку еще и на естественное волнение ребенка.
Вам нужно будет, присутствуя при обследовании вашего сына или дочери, просто молча наблюдать за всем происходящим, не подсказывая, не перебивая, не вмешиваясь, не охая и не ахая. И, естественно, совершенно недопустим ваш смех в случае нелепых ответов ребенка, так как это может сбить его с мысли и привести к обиде, а иногда – и к отказу отвечать дальше. Просто «мотайте на ус», какие упущения есть и над чем вам с вашим чадом нужно поработать.
Итак, после прохождения комиссии действия родителей могут быть следующие. Сначала необходимо спокойно обдумать данные вам рекомендации и прикинуть все варианты: как ситуация может сложиться дальше и в том случае, если вы согласитесь с советами, и в противоположном. Если вы согласны с выводами ПМПК, то тогда нужно решить, будете ли вы переводить ребенка в другой класс (группу), или же он останется там, где и был и др.
Если же вы не согласны с рекомендациями комиссии, то тогда заключение ПМПК никому и никуда показывать не надо, и пусть все остается так, как было, без изменений.
Комиссия дает рекомендации, а не приказы к исполнению. То есть право и обязанность родителей – хорошенько обдумав и взвесив все «за» и «против», самостоятельно решать: выполнять то, что было рекомендовано, или нет. Однако мамам и папам (или другим законным представителям) стоит помнить, что ответственность за это решение, а значит, и за дальнейшую судьбу ребенка, также лежит только на них.
свернутьНа что же обратить внимание у своего ребенка:
если в 3-3,5 года
ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
он не повторяет за Вами слова,
или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);
если в 4 года
у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),
не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);
если в 5-6 лет
все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);
ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,
допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).
Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду или детский логопед в поликлинике.
Логопед поможет:
Функциональная готовность ребенка - стимуляция физиологических и психических процессов в его организме: развитие мелкой моторики пальцев, координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также знание и понимание окружающего мира. Большое влияние на готовность ребенка оказывают эмоциональная сфера, интеллектуальная готовность, интерес к новому и навыки общения.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности
Многие авторы выделяют общие признаки готовности к школе:
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Основные показатели речевой готовности:
К чему приводит недостаточный уровень речевой готовности?
Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию иле артикуляции (шипящих - свистящих; звонких -глухих: твердых - мягких, р - л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (бочка - почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).
У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Работа родителей с ребенком, имеющим школьные трудности
Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем за выполнением домашних заданий.
Родителям необходимо соблюдать основные правила:
Успех такой работы во многом зависит от того, сможет ли ребенок поверить в СВОЙ успех, но сначала в это должны поверить взрослые, учитель и родители.
свернутьЧтобы ваши мечты стали реальностью, научите вашего ребенка говорить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные и третичные нарушения:
Статистика говорит о том, что 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Оцените сегодняшнее состояние речи своих детей. Выявить и устранить эти дефекты Вам поможет учитель- дефектолог, но все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители.
Решение данных проблем потребует Вашего желания, веры и терпения.
В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:
Родителям важно знать:
Готовя детей в школу, необходимо обращать внимание не только на развитие мелкой моторики, знание алфавита, умение считать, но и на звуковой анализ слов. Уметь работать над звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук Д в слове «дом». Уметь определять, где он находится – в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше – Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других – самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления.
1. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ПРАВИЛЬНО СЛЫШАТЬ И ВЫДЕЛЯТЬ ЗВУКИ РЕЧИ
Ребенку важно уметь:
2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Причины нарушения звукопроизношения различны – привычка вяло и нечетко произносить звуки, подражание речи взрослых, органические нарушения ЦНС и речевого аппарата.
Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей.
Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к учителю- дефектологу. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме.
3. РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Необходимо тренировать:
Используя приемы:
4. РАЗВИТИЕ ЗВУКО – БУКВЕННОГО АНАЛИЗА
Ребенка надо научить:
5. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
Формировать умения:
6. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ
Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказывать.
Если вы внимательно отнесетесь ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.
свернутьПамятка для родителей «Волшебный мир звуков»
(игры на развитие фонематических представлений)
Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента:
фонематический слух — это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.
Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.
У ребенка с нарушениями фонематических процессов тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения, а также будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме.
Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
Развивать фонематические процессы нужно не только на занятиях в детском саду, но и дома.
Как развить фонематическое восприятие ребёнка? В какие игры можно поиграть дома?
Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.
Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Р»:л, р, м, р, ч, р, л; ла-ра-ша-ка-ра; нос, рот, корка, шутка.
Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо, а мягкие мягко, звонкие согласные (Р, Ж, Н) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (наприме, «дуб» — в конце слышим звук П.). Не забывайте о различии звука и буквы: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами.
Например, произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, а пишем «молоко».
Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.
Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ш. Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д. Игра «Придумай имя»
Задача – учить подбирать слова на заданный звук.
Придумайте имя мальчику(девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.
Задача – учить выделять первый звук в слове.
Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ – К, БАНКА — Б.
Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я, Е, Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ). При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ ,не МЭ ,а М, например, в слове «МОСТ».
Задача – учить выделять последний звук в слове.
Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – М, дуб – Б.
Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце ( Я, Е, Ё, Ю), так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО).
Задача – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.
Угадай по первым звукам, изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).
Задача – учить делить слова на слоги.
Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове.
Например, ма-ши-на (3 слога).
Для определения количества слогов можно использовать и такой прием: кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустился вниз (произнося гласные), столько и слогов в слове.
Задача – учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.
«Позовите» слова (названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Ударный гласный произносится более длительно, протяжно. Например:
ноооты- ударный гласный О.
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Примеры:
Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет мѐд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
Там ползѐт зелѐный лук
с длинными усами.
свернуть
.
Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности. Начинается оно с замысла. Мы мысленно создаем план текста, определяем последовательность мыслей и постоянно удерживаем ее. Каждое предложение затем надо разделить на слова. Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Следующая операция – выделенный звук нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы и научиться вычленять устойчивые признаки, которые отличают одну букву от другой. Вот сколько сложных задач. Затем мы воспроизводим движением руки зрительный образ буквы, контролируя точность своих движений, проверяя зрительно полученный результат.
Несформированность любого из перечисленных этапов приведет к трудностям при обучении грамоте, то есть к дисграфии.
В чем причина?
Причиной дисграфии могут стать осложнения при родах, некоторые болезни, перенесенные в раннем детстве. Дислексия встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Причиной дисграфии может также стать двуязычие в семье или раннее изучение иностранного языка. А иногда авторитарное воспитание в семье. Так, ребенок, которого в раннем детстве кормят насильно, привыкает сопротивляться в отношении еды и приобретает ту же манеру в отношении интеллектуальной пищи. Важны даже такие вещи, которые, на первый взгляд, кажутся незначительными. Оказывается, если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Впоследствии при чтении ребенку трудно будет следить за строчкой.
Как понять, что у ребенка дисграфия?
Внимательно рассмотрите школьные тетрадки своего ребенка, понаблюдайте за тем, как он пишет и читает.
Ребенок с дисграфией часто как бы застревают на одной букве: За зомом росла мамина (За домом росла малина). Или пишет букву раньше времени: Дод небом лолубым (Под небом голубым). Он пропускает буквы, чаще гласные. Нередки и перестановки букв: фрукты – фрутки. Иногда ребенок добавляет лишнюю букву, обычно ту, что уже есть в слове. Ребенок часто путает: парные звонкие и глухие согласные. Встречаются ошибки, возникающие из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить). Очень распространенная ошибка – слитное написание слов, особенно служебных: ветки елии сосны. Иногда ребенок не разделяет в потоке речи и два самостоятельных слова: всталосолнце. Границы слова могут не только исчезать, но и смещаться: у Деда Мороза – у дедмоРза. Встречаются ошибки в согласовании (большая белая пятно) и управлении (на ветки деревьях).
Ошибки носят стойкий характер. Ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил, не считаются дисграфическими.
Что нельзя делать ни при каких обстоятельствах?
Что необходимо сделать?
Обратиться к учителю-дефектологу!
свернутьДИСЛЕКСИЯ – это состояние, основным проявлением которого является стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого (языкового) развития, отсутствие нарушений слуха и зрения, а также наличие оптимальных условий обучения.
Механизмы дислексии
Совокупность данных механизмов приводят к особенностям чтения, которые проявляются в ряде трудностей:
В основе этих ошибок чаще всего лежат особенности формирования фонематического слуха.
Ошибки при чтении и письме выглядят как замены одной буквы на другую. Эти замены обусловлены несформированностью зрительно-пространственных представлений. По этой причине ребенок затрудняется в различении сходных по начертанию букв, как бы не замечая «мелких» различий между ними. Например, читая слово «ЩЕПКА», ребенок будет затрудняться, как прочитать первую букву: то ли «Ш», то ли «Щ», то ли «Ц».
Негативные последствия дислексии в школе
Помощь детям с дислексией в домашних условиях
После многочисленных двоек и троек, а также неприятных разговоров в школе, дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
Помогайте своему ребенку, на начальных этапах читайте ему задания из учебников, тем самым снижая уровень тревожности.
Откажитесь от проверок ребёнка на скорость чтения. Не стремитесь наращивать скорость чтения и письма – ребёнок должен основательно почувствовать отдельные звуки (буквы). Подход больше читать и писать успеха не принесёт. Лучше меньше, но качественнее.
Примеры упражнений
Задание можно усложнять, используя предложно-падежные предложения, например, «СЕГОДНЯМЫИДЕМКБАБУШКЕКУШАТЬПИРОЖКИ» и т.п.
Помните:
Ребенка с ДИСЛЕКСИЕЙ – невозможно «вылечить»,
потому что это не болезнь, но с правильной помощью
его можно научить читать!
свернуть