Verification: d44cd8aecc6251d9

Преемственность дошкольного и начального образования

развернуть

«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.  

 Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.

Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования.

Школа и дошкольное образовательное учреждение являются важнейшими звеньями в общей системе образования, в которых осуществляется физическое и психологическое развитие детей. Отсутствие должной подготовки дошкольника к поступлению в первый класс может повлечь за собой ряд негативных последствий, поэтому сегодня нередко поступление в школу становится настоящей «психотравмой» как для ребенка, так и для родителей. Недостаточная подготовка к школе затрудняет адаптацию первоклассника и осложняет организацию учебного процесса. 

Именно поэтому так важна преемственность дошкольного и начального школьного образования. Это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, включающий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом в дошкольном учреждении формируются базовые способности ребенка, а начальная школа способствует его дальнейшему личностному развитию, опираясь на опыт дошкольного учреждения. Обеспечение такой преемственности является необходимым условием успешной адаптации детей к новому виду учебной деятельности и важнейшей задачей педагогов.

К  концу  дошкольного  возраста  у  детей  должна  быть  сформирована  физиологическая,  социальная  и   психологическая  готовность  к  школе.

Физиологическая  готовность к  обучению  в  школе  выражается  в  общем  состоянии  ребёнка  и  отдельных  функциональных   систем   организма. В  основе  физиологической  готовности  лежит  способность  ребёнка  переносить  нагрузки,  связанные   с  систематической  учёбой.

Социальная   готовность  к  обучению  в  школе – готовность  ребёнка  к  новым   формам   общения  с  окружающими.  При  сравнении  себя  с  другими  у  ребёнка   появляется   самооценка.  Сюда   также  относится  понимание  своей  внешней  и  внутренней   позиции.

Психологическая   готовность  к  обучению  в   школе  определяется  уровнем  психического  развития  ребёнка  и   уровнем  развития  качеств, необходимых  для  учения.  

Важная  задача  детского  сада  состоит  в  том,  чтобы  на  протяжении  всего  периода  воспитания   и  обучения  ребёнка,  начиная  с   младшей  группы,  постепенно  закладывать  основы  готовности  к  обучению  в  школе,  формировать  обобщённые,  систематизированные  знания  об  окружающей  действительности,  умения  осознанно  использовать  их  для  решения  разнообразных  практических  задач.  

 Учителям необходимо знакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, поскольку психологические отличия между детьми 5 и 6 лет не так велики. Если педагоги обоих важнейших образовательных систем подойдут к вопросу преемственности серьезно и глубоко, адаптация детей к школе будет проходить намного успешнее.

 

свернуть

Экскурсия для дошколят

В рамках преемственности и тесного сотрудничества государственного учреждения образования "Ясли - сад № 90 г. Гродно" с государственным учреждением образования «Средняя школа №26 имени А.Н.Сивачева г. Гродно» состоялась экскурсия в школу.
развернуть

31 марта наши будущие первоклассники (воспитанники старших групп) осуществили свою мечту. Перед ними открылся новый мир удивительной школьной жизни с ее длинными большими коридорами, светлыми уютными классами, приветливыми педагогами!

Тёплый приём  организовали для наших воспитанников сотрудники ГУО "Средняя школа №26 имени А.Н.Сивачева г.Гродно". Детей приветливо встретила учитель начальных классов  Мария Витольдовна Санюкевич, которая провела  обзорную экскурсию по школе.

В школьной библиотеке Алла Константиновна Авласова рассказала детям о правилах, которые существуют при посещении библиотеки.  Интересно было детям послушать о правилах обращения с книгами.

В спортивном зале учитель физической культуры Светлана Васильевна Ширко рассказала нашим воспитанникам о пользе занятий спортом, значимости посещения спортивных секций. Детям представилась возможность порадоваться за учеников школы, которые достигли высоких результатов в соревнованиях, увидеть завоеванные ими кубки.

С нашими воспитанниками Ирина Михайловна Мисан провела "первый" урок, где они смогли посидеть за партами, побывать у доски, ответить на вопросы учителя...

В столовой детей ждал сюрприз - чай с вкусняшками.

Экскурсия в школу детям очень понравилась и полные новых впечатлений и положительных эмоций все благополучно вернулись в детский сад!

Хочется выразить огромную БЛАГОДАРНОСТЬ коллективу средней школы № 26 за гостеприимство , а также полезную и увлекательную экскурсию!!!

свернуть

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ!

развернуть

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя: 
- интеллектуальную готовность; 
- мотивационную готовность; 
- волевую готовность; 
- коммуникативную готовность. 

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6–7-и годам ребенок должен знать: 
• свой адрес и название города, в котором он живет; 
• название страны и ее столицы; 
• имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; 
• времена года, их последовательность и основные признаки; 
• названия месяцев, дней недели; 
• основные виды деревьев и цветов. 
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении. 

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. 
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу. 
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы. 
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. 
Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей. 
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. 
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. 
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. 
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе. 

свернуть