СППС учащимся

Учащимся об ответственности

развернуть

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

6 января 2021 г. № 91-З

Статья 4.2. Возраст, с которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения возраста шестнадцати лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за:

1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);

2) оскорбление (статья 10.2);

3) мелкое хищение (статья 11.1);

 4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);

5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);

6) мелкое хулиганство (статья 19.1).

2. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния не могло сознавать его фактический характер и противоправность.

 Статья 4.3. Невменяемость

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать его фактический характер и противоправность либо руководить им вследствие психического расстройства (заболевания).

Статья 4.4. Деяния, влекущие административную ответственность по требованию

Деяния, содержащие признаки следующих административных правонарушений:

умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);

оскорбление (статья 10.2);

отказ в предоставлении гражданину информации (статья 10.5);

нарушение права на свободу объединений (статья 10.7);

нарушение авторского права, смежных прав и права промышленной собственности (статья 10.15);

нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров (статья 10.18);

причинение имущественного ущерба (статья 11.2);

умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);

присвоение найденного имущества (статья 11.4);

обман потребителей (статья 13.10);

недобросовестная конкуренция (статья 13.33);

нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения (часть 1 статьи 18.16);

нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения (часть 4 статьи 18.20) в случае причинения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, потерпевшему легкого телесного повреждения;

несанкционированный доступ к компьютерной информации (статья 23.4);

разглашение коммерческой или иной охраняемой законом тайны (статья 23.6), – влекут административную ответственность только при наличии выраженного в установленном ПИКоАП порядке требования потерпевшего или его законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.

2. Независимо от требования потерпевшего или его законного представителя при совершении деяний, содержащих признаки правонарушений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, административный процесс может быть начат прокурором либо по его письменному поручению органом, ведущим административный процесс, если:

1) этим деянием причинен значительный вред интересам государства или общества;

2) деяние совершено в отношении лица, находящегося в материальной, служебной или иной зависимости от лица, его совершившего, либо по иным причинам не способного самостоятельно обратиться за защитой своих прав, свобод и законных интересов.


Статья 4.2. Возраст, с которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения возраста шестнадцати лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за:

1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);

2) оскорбление (статья 10.2);

3) мелкое хищение (статья 11.1);

4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);

5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);

6) мелкое хулиганство (статья 19.1).

2. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния не могло сознавать его фактический характер и противоправность.


Статья 10.2. Оскорбление

1. Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, –

влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.

2. Оскорбление в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, распространенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – наложение штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин.

свернуть

Бесплатная психологическая помощь для подростков в онлайн-формате

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь совместно с экспертами Республиканского центра психологической помощи Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка запустили онлайн-платформу talk2ok.by, с помощью которой подростки и молодые люди могут бесплатно и конфиденциально получать квалифицированную психологическую помощь.
развернуть

 

С платформой сотрудничают около 30 квалифицированных психологов с профессиональным опытом не менее трех лет. Все они прошли тренинги по работе с интернет-ресурсом и консультированию подростков в кризисных состояниях.

Если подросток не определился, готов ли говорить о своей проблеме со специалистом, на сайте talk2ok.by он может пообщаться в чате с равными консультантами. Это студенты – будущие психологи. С такими консультантами-сверстниками можно обсудить ситуацию, в которой оказался подросток, исходя из личного опыта консультанта. «Я знаю, что ты чувствуешь»: эти слова располагают подростков и помогают им честно обсудить волнующую проблему.

Кроме того, на платформе открыт доступ к информационно-образовательному контенту. Можно прочитать публикации по интересующей теме, подумать над своей ситуацией и принять решение. Есть и быстрые советы: как повысить самооценку, что делать, если обижают в школе, или как определиться с выбором профессии. Есть раздел со статьями и для родителей подростков.

Посмотреть видео о платформе можно здесь.

НИО
по материалам сайта https://www.unicef.by

свернуть

Профилактика наркомании среди молодежи

развернуть

Наркотики и интернет



По данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь в стране сохраняется устойчивая тенденция омоложения лиц, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков. В январе-октябре текущего года число обучающихся, совершивших преступления в этой сфере, не только не снижается, но и имеет тенденцию к значительному росту.


По состоянию на 01.11.2021 подозреваемыми по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, признано 169 лиц (за аналогичный период 2020 года — 55), обучающихся в учреждениях общего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
 

Эпидемиологическая обстановка оказала существенное влияние на процессы, происходящие в настоящее время в наркосреде. Молодые люди стали активнее реагировать на предложения «легкого заработка», размещенные на различных интернет-площадках, несмотря на понимание незаконности своих действий.

В связи с этим риски увеличения количества обучающихся, вовлеченных в преступную деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков, по-прежнему остаются высокими. Необходимо обратить внимание и на тот факт, что несовершеннолетние из разряда потребителей наркотиков, зачастую переходят в состав организованных преступных групп, занимающихся не только сбытом наркотиков, но и организацией нарколабораторий по их изготовлению.


7 октября текущего года в ГУО «СШ № 20 г. Борисова» сотрудниками ОНиПТЛ Борисовского РУВД задержаны четыре ученика 9 класса указанной школы, жители г. Борисова, которые хранили с целью дальнейшего сбыта 34 г особо опасного психотропного вещества мефедрон. В отношении указанных лиц Борисовским районным отделом Следственного комитета Республики Беларусь возбуждено уголовное дело по ч.З ст. 328 УК Республики Беларусь.
 


7 октября текущего года в ГУО «СШ № 20 г. Борисова» сотрудниками ОНиПТЛ Борисовского РУВД задержаны четыре ученика 9 класса указанной школы, жители г. Борисова, которые хранили с целью дальнейшего сбыта 34 г особо опасного психотропного вещества мефедрон. В отношении указанных лиц Борисовским районным отделом Следственного комитета Республики Беларусь возбуждено уголовное дело по ч.З ст. 328 УК Республики Беларусь.

Гродненским межрайонным отделом Следственного комитета Республики Беларусь возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 328 УК в отношении студента УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы», 2003 г.р., который в своей квартире организовал лабораторию по изготовлению наркотиков.

В г. Минске 5 ноября сотрудниками ОНиПТЛ Московского РУВД по месту жительства задержана ученица ГУО «Средняя школа №180 г. Минска», у которой обнаружено и изъято 22,7 г особо опасного психотропного вещества альфа-PVP. Возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 328 УЛ. Аналогичное уголовное дело возбуждено 6 ноября в отношении ученицы У0 «Средняя школа №35 г. Минска».

В г. Осиповичи 7 ноября сотрудниками ОНиПТЛ Октябрьского РОВД г. Могилева задержаны учащийся УО «Осиповичский государственный профессионально-технический колледж» и ученик 9 класса ГУО «Средняя школа № 2 г. Осиповичи», которые хранили с целью дальнейшего распространения 99 г особо опасного психотропного вещества. Установлено, что обучающиеся работали на специализированный интернет-магазин по продаже наркотиков и должны были разложить наркотик по закладкам. За вовлечение ученика 9 класса в преступную деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков, его старший «товарищ» получил от интернет-магазина в качестве бонуса 250 долларов США.

Особую обеспокоенность и тревогу вызывает то обстоятельство, что потребление наркотиков учениками в немедицинских целях становится причиной их гибели.


07.07.2021 в УЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» с диагнозом «наркотическое отравление» доставлен ученик 11 класса ГУО «Средняя школа №92 г. Минска», который 18.08.2021, не приходя в сознание, скончался.

Документы по теме


Наглядная агитация антинаркотического характера в рамках проведения межведомственной республиканской профилактической акции «Вместе за здоровое будущее» (разработано ГУНиПТЛ КМ МВД Республики Беларусь)
В рамках межведомственной республиканской профилактической акции «Вместе за здоровое будущее» на сайте Гродненского областного СПЦ в разделе «Специалистам» во вкладке «В помощь педагогу» размещены мотиваторы, созданные учащимися учреждений образования Гродненской области, а также викторина «Скажем наркотикам нет!» о вреде потребления, распространения и сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.
Материалы предоставлены с целью проведения профилактической работы с учащимися учреждений образования.

 

свернуть

Что такое "БУЛЛИНГ" и как с ним бороться?

Буллинг — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.
развернуть

Профилактика буллинга (мероприятия по его предупреждению или снижению уровня агрессии, насилия) поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него "агрессоров" и "жертв», наладить взаимоотношения между детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого.

Главные компоненты буллинга:

  • Это агрессивное и негативное поведение.
  • Оно осуществляется регулярно.
  • Оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью.
  • Это поведение является умышленным.

Существуют следующие виды буллинга:

1. Физический школьный буллинг – применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники). В крайних случаях применяется оружие, например нож. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек. Подвидом физическогобуллинга является сексуальный (домогательства, насилие, принуждения к сексу).

2. Психологический школьный буллинг – насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.

Психологический буллинг имеет несколько подвидов:

  • вербальный буллинг – обидное имя или кличка, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, насмешки, распространение обидных слухов, бесконечные замечания, необъективные оценки, унижение в присутствии других детей. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика;
  • невербальный буллинг – обидные жесты или действия (плевки в жертву либо в её направлении, показывания неприличных жестов);
  • запугивание – использование постоянных угроз, шантажа для того, чтобы вызвать у жертвы страх, боязнь и заставить совершать определенные действия и поступки;
  • изоляция – жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом. С ребенком отказываются играть, дружить, гулять, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и другие мероприятия. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах;
  • вымогательство – от жертвы требуют деньги, ценные вещи и предметы, талоны на бесплатное питание путем угроз, шантажа, запугивания;
  • повреждение и иные действия с имуществом – воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы;
  • школьный кибербуллинг – оскорбление, унижение через интернет, социальные сети, электронную почту, телефон или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, анонимные телефонные звонки, обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет).

Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу.

Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.

Потенциально "жертвой" или насильником может стать любой ребёнок при стечении определенных ситуационных, жизненных обстоятельств. Тем не менее, юные насильники - это преимущественно активные, уверенные в себе, склонные к доминированию, морально и физически сильные дети.

В ситуации травли всегда есть:

  • "Агрессор" – человек, который преследует и запугивает жертву.
  • "Жертва" – человек, который подвергается агрессии.
  • "Защитник" – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.
  • «Агрессята» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.
  • "Сторонники" – люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.
  • "Наблюдатель" – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.

Типичные черты обучающихся, склонных становиться "агрессорами" буллинга:

  • испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей;
  • импульсивны и легко приходят в ярость;
  • часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;
  • не испытывают сочувствия к своим жертвам;
  • если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков;
  • дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием. Будучи запуганными и забитыми дома, они пытаются выплеснуть подавленные гнев и страх на более слабых сверстников;
  • дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т.п.).

Важно отметить, что не всегда обидчики хотят своим поведением принести вред своей жертве. У них могут быть свои цели: почувствовать свою силу, повлиять на ситуацию, сформировать значимые для себя черты характера.

"Жертвой" буллинга обычно становятся те дети, которые слабее или чем-либо отличаются от других.

Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие:

  • физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;
  • особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети бывают слишком назойливыми и общительными: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре. По этим причинам они часто вызывают раздражение и негодование в среде сверстников;
  • особенности внешности – все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба);
  • плохие социальные навыки – недостаточный опыт общения и самовыражения. Такие дети не могут защищаться от насилия, насмешек и обид, часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, чем со сверстниками;
  • страх перед школой – неуспеваемость в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими как повышенная тревожность, неуверенность;
  • отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети) – не имеющие опыта взаимодействия в детском коллективе до школы, могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами в общении;
  • особенности здоровья – существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики, заикание, нарушения речи и другие болезненные состояния;
  • низкий интеллект и трудности в обучении – слабые способности могут являться причиной низкой обучаемости ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: "Я не справлюсь", "Я хуже других" и т. д. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

Роли обидчиков и жертв не являются постоянными, они могут меняться: жертвы могут стать обидчиками и наоборот. Иногда кто-то из одноклассников берет на себя роль спасателя, защищая жертву перед обидчиком. Однако достаточно часто эта роль становится неоднородной, так как спасатель начинает испытывать на себе силу преследователя, он превращается из спасателя в жертву, а иногда и просто в жертву данной ситуации.

В начальной школе насилие может начинаться с рэкета – когда старшеклассники отбирают у младших деньги. У детей 11–15 лет в ходу сплетни, унизительные шутки, бойкот. Причем мальчики и девочки используют разные формы буллинга. Если мальчики чаще прибегают к физическому буллингу (пинки, толчки и т.п.), то девочки охотнее пользуются косвенными формами (распространение слухов, исключение из круга общения). Девочкам труднее справиться с проблемой буллинга, чем мальчикам.

Половые (гендерные) различия буллинга связаны с особенностями мальчишеской нормативной (агрессивной) культуры, которая заметно меняется с возрастом. В среде маленьких мальчиков физическая агрессия, как правило, влечет за собой непопулярность и социальное отторжение со стороны сверстников. У 10-12 – летних мальчиков буллинг сильнее всего выражен в начале учебного года, когда дети борются за свой статус в школьной жизни (лидер, принятые, непринятые, отверженные, изгои). Когда этот процесс завершен и групповая иерархия оформлена, буллинг ослабевает. Многочисленные исследования показывают, что более напористые мальчики имеют больше друзей и пользуются большим успехом у девочек в установлении дружеских отношений. В тех школьных классах, где существует жесткая структура иерархии класса, ребенок вынужден играть отведенную ему роль жертвы на протяжении всей школьной жизни. Если же класс слабо структурирован, ребенок может от этой роли освободиться. Буллинг существует не только среди детей, но и в отношениях между учителями и учащимися. Некоторые учителя, злоупотребляя властью, оскорбляют, унижают и даже бьют своих учеников, а другие преподаватели могут подвергаться буллингу со стороны учащихся.

Чаще всего "жертвы" буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Распознать его можно по поведению и настроению ребенка. "Жертва", как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок - "жертва" становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть "жертву" на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.

Для подростков, ставших жертвами буллинга, характерно следующее:

  • притворяются больными, чтобы избежать похода в школу;
  • боятся одни идти в школу и домой, просят проводить их на уроки, часто опаздывают;
  • меняется поведение и характер ребенка;
  • явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности;
  • частые просьбы дать денег, воровство;
  • снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям;
  • постоянные ссадины, синяки и другие травмы;
  • молчаливость, нежелание идти на разговор;
  • суицидальные намерения и как крайняя степень – суицид.

Указанные проявления не всегда говорят о том, что ребенок стал "жертвой" буллинга. Между тем, если данные симптомы отмечаются постоянно, то стоит заподозрить неладное и провести небольшое следствие для установления причин, вызвавших изменения в поведении ребенка.

Каковы могут быть последствия для жертвы буллинга?

Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Подозрительность, неверие в добрые намерения других людей – естественное состояние нормальной психики, в течение долгого времени подвергавшейся атаке отвержением. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Агрессоров же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.

О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить, как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости - детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.

Важно отметить, что сама ситуация травли приводит к искажению формирования личности детей. Именно достойное положение в группе сверстников, дающее ребенку и подростку моральное удовлетворение, – основное условие для нормального психического развития.

Признаки буллинга:

  • кого-то зажимают в углу помещения, а когда взрослый подходит к группке детей они замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять "жертву", как будто все в порядке);
  • школьные принадлежности ребенка (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;
  • на уроках ученик ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, а в классе начинают распространяться смех, шум, помехи, комментарии;
  • школьника постоянно оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;
  • во время перемены, в столовой ребенок держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших учеников, старается находиться недалеко от учителей и взрослых;
  • на других детей школьник реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать;
  • ребенок может быть растерянным, трястись от испуга, страха, плакать;
  • признаки насилия на теле или лице у школьника (синяки, ссадины, порезы, бледное или красное лицо);
  • один из учеников не выбирается другими во время групповых игр, занятий, то есть находиться в изоляции;
  • младшие школьники боятся зайти в туалет;
  • дети после уроков не расходятся, а кого-то ждут около школы.

Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга:

1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.

2. Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.

3. Непосредственная работа с жертвами и преследователями.

В случае возникновения в классе буллинга необходимо:

  • Оставаться спокойным и контролировать ситуацию в случае обнаружения буллинга в классном коллективе
  • Отнестись к случаю или к рассказу о буллинге серьезно
  • Оказать поддержку потерпевшему.
  • Показать обидчику (агрессору, буллеру) своё отношение к ситуации
  • Дать возможность оценить ситуацию обидчику с точки зрения потерпевшего (т.е. поставить себя на место жертвы)

Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга, то скажите ребенку:

  • Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
  • Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
  • Это не твоя вина. (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
  • Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
  • Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).

Памятка  «Stop bullying!» или как предотвратить буллинг

свернуть

Правонарушения несовершеннолетних и последствия их совершения

26.06.2023
развернуть

ЗАЩИТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ ВОВЛЕЧЕНИЯ В АЗАРТНЫЕ ИГРЫ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Важнейшей задачей любого государства является всесторонняя гарантированная правовая защита несовершеннолетних. Государство заинтересовано в физическом и психическом здоровье подрастающего поколения. Однако в современном мире курение, употребление алкоголя и наркотиков получили широкое распространение среди подростков и молодежи. С этими уже ставшими традиционными формами зависимого поведения в один ряд встает и зависимость от азартных игр.
развернуть

Большинство стран мира проводит политику по защите детей и подростков от участия их в данном виде развлечений. Законодательством многих государств установлен ряд обязательных требований, которые на сегодняшний день являются наиболее эффективными средствами защиты от азартных игр. Эти требования в основном связаны с запретом на допуск несовершеннолетних в игорные заведения и вовлечение их в азартные игры, а также с месторасположением игорных заведений.

Введение возрастного ценза и ограничения, связанного с месторасположением игорных заведений, необходимо в силу того, что игорный бизнес, если рассматривать его со стороны социального и морально-нравственного воздействия, все же оказывает негативное влияние на жизнь граждан, особенно несовершеннолетних. Люди, склонные к азартным играм, гораздо чаще, нежели другие, имеют проблемы в семье, страдают психологическими заболеваниями, совершают преступные деяния. Специалисты в области социальных исследований приравнивают пристрастие к азартной игре к таким формам зависимого поведения, как алкоголизм и наркомания. Лудомания (в переводе с лат. «ludo» - «играть»), или гемблинг (от англ. «gamble» - «азартная игра»), является достаточно серьезным заболеванием. Однако наиболее уязвимыми для возникновения всех типов зависимости, в том числе и игромании, являются люди с несформировавшейся жизненной позицией и в первую очередь подростки и молодежь. К причинам формирования игровых зависимостей у несовершеннолетних относятся такие факторы, как индивидуальные и возрастные психологические особенности личности несовершеннолетнего; недостаточность внимания со стороны родных и близких; семейное неблагополучие; влияние асоциально настроенных сверстников и т.д. Кроме того, в настоящее время практически любой подросток может свободно получить доступ к нелегальному игорному сайту или сделать ставку на тотализаторе, что провоцируется широко доступной рекламой и СМИ.

Естественно, что лица, не достигшие 18-летнего возраста, переживая сложный период физиологического и психического развития личности, подвергающиеся неблагоприятному воздействию средовых факторов, легко поддаются аддикции (психологической зависимости разного рода, в том числе и игровой), что нередко является следствием криминогенных. Это, в свою очередь, препятствует нормальному физическому, умственному и нравственному развитию несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 32 Конституции Республики Беларусь в нашей стране детство находится под защитой государства и забота о детях и их воспитании является конституционной обязанностью членов семьи, государственных органов и общественности. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 10 января 2005 г. № 9 «Об утверждении Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь» запрещается организовывать и проводить азартные игры, если в них участвуют лица в возрасте до 18 лет.

Гражданским кодексом Республики Беларусь (ст. 20) установлено, что дееспособность гражданина возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста. Согласно статьям 73 и 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье до достижения ребенком 18-летнего возраста родители остаются его законными представителями, несут полную ответственность за его воспитание и развитие, обязаны заботиться о здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Введение указанных ограничений основаны на общепризнанных принципах и нормах международного права, провозглашающих необходимость приоритетной и особой защиты государством всех без исключения несовершеннолетних. Например, в Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г., установлен принцип, согласно которому несовершеннолетним не должны разрешаться занятия, которые были бы вредны для их здоровья или образования или препятствовали их физическому, умственному или нравственному развитию (принцип 9).

Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. также признает право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту (ст. 31).

Ст. 8 Конституции гласит, что Республика Беларусь обеспечивает соответствие национального законодательства приоритету общепризнанных принципов международного права.

свернуть

Негативное воздействие азартных игр

Азартная игра или «игра случая» (от французского jeu de hasard) – это заведомо рискованное предприятие, выигрыш в котором зависит, прежде всего, от случайных совпадений, а не от искусства игрока. К азартным относятся карточные игры, кости, рулетка, игровые автоматы, заключение пари на события с сомнительным или непредсказуемым исходом (ставки на скачках, спортивных матчах, поединках) и пр. При этом главным намерением в азартной игре является получение прибыли или материальных ценностей (выигрыша), намного превышающих сделанную игроком ставку – «за просто так», а главным эмоциональным событием для игрока становится процесс «предвыигрышного» переживания: предвкушения, вожделения выигрыша. Сегодня к азартным играм причисляются и многие компьютерные игры, выигрышем в которых становится эмоциональное удовлетворение, достижение виртуального успеха.
развернуть

Гэмблинг – это опасно!

      Гэмблинг – патологическая склонность к азартным играм – обычно развивается в молодом – юношеском или раннем подростковом возрасте и имеет хронически прогрессирующее течение, в котором периоды воздержания от игр чередуются с рецидивами – непреодолимой тягой к игре. В настоящее время склонность к азартным играм больше распространена среди мужчин, однако распространенность гэмблинга среди представительниц противоположного пола сегодня явно на подъеме.

       Склонность к игромании чаще имеют люди ведомые, неуверенные в себе, склонные к подражающему поведению, а также люди с авантюрным складом личности. Чем раньше начинается  участие в азартных играх, тем более тяжелой становится зависимость от них, а последствия этой зависимости максимально неблагоприятны. Подростки легче (по сравнению со взрослыми) втягиваются в азартные игры, и у них чаще возникают связанные с ними проблемы. На первом месте у подростков, да и у многих взрослых людей, стоит компьютерная зависимость.

Как развивается зависимость от азартных игр?

      Поворотным моментом в формировании игровой зависимости могут быть какие-либо отрицательные события в личной и профессиональной жизни: расставание, разочарование в отношениях, потеря работы и жизненных ориентиров, профессиональный и личностный кризис. Во время игры все проблемы теряют свою остроту или вообще забываются, а на первый план выходит жажда игровых достижений. Именно потребность утешить себя, доказать свою значимость и обрести почву под ногами толкают человека в объятия азартных игр: в стремлении к самоутверждению игрок забывает обо всем и пребывает в заблуждении, что, не потратив ничего, он может получить очень много.

      Втягивание в игру происходит быстро, порой за считанные недели. Стоит этим людям начать  выигрывать, как им кажется, что удача будет сопутствовать им постоянно. На процесс игры они начинают тратить всё больше сил и хотели бы за это получить награду в виде денежного приза, но проигрыш гарантирован, а выигрыш вероятенПроигрыш рождает чувство вины и досады, злости и попытку во что бы то ни стало добиться желаемого успеха, а, следовательно, разжигает азарт.

     Долгое время патологические игроки убеждают себя в том, что ничего страшного не происходит, что они в любой момент прекратят играть, только ещё чуть-чуть поиграют и остановятся. Многие говорят: "Вот отыграю своё и больше никогда к игре не вернусь". Постепенно желание повторять своё участие в игре становится настолько непреодолимым, что это приводит лишь к утяжелению зависимости, разорению, распаду семьи и к их личностной деградации. Стремление любой ценой раздобыть средства для игры заставляет патологических игроков идти на преступление и нередко, не выдержав своего падения, эти люди кончают жизнь самоубийством.

Как распознать игровую зависимость?

Признаки игровой зависимости.

  • Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.
  • Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание и воображение ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.
  • «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.
  • Состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов: они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.
  • Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление ко всё более высокому риску.
  • Периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», всё преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре.
  • Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну. Это выражается в том, что, решив раз и навсегда «завязать», при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, разговор на тему игры, наличие рядом игорного заведения и т. д.) игровая зависимость возобновляется.

Падение в бездну игромании.

     Динамика игровой зависимости проявляется в нескончаемых попытках во что бы то ни стало отыграть проигранное. При этом, во время игры игрок попадает в состояние радостного возбуждения и пытается находить отговорки и «логичные» объяснения для своего бесконтрольного игрового процесса. У игрока может развиться суеверное и магическое мышление. Постепенно он все дальше уходит в мир собственных фантазий о величии и успехе. Происходит отчуждение человека от его привычного круга  общения, он все глубже начинает погружаться в одиночество, отвергая рациональный мир. Вместе с этим постепенно начинает изменяться и образ мышления: игра становится главным жизненным занятием, что приводит к физическому, духовному и социальному упадку и разрушению личности.

         Это приводит к прогрессирующей социальной изоляции человека. Появляются чувства вины и стыда, утаивается факт игры. Человек все дальше интегрируется в определенную среду азартного игрока с соответствующим образом жизни, который опирается, прежде всего, на уменьшение прочих потребностей. Это также может привести к совершению криминальных деяний с целью добычи денег для игры, к финансовому банкротству, потере поддержки семьи, угрозе прекращения профессиональной карьеры.

    Важно! Азартный игрок отличается пониженной способностью контролировать собственные импульсы, то есть не может полноценно противостоять внутреннему стремлению к игре, так же, как и пациент с алкогольной зависимостью не в состоянии сопротивляться тяге к бутылке. Вопреки многочисленным отрицательным последствиям тяга к игре у пациента усиливается, невозможность играть вызывает напряжение, агрессию и усиливающееся стремление к игре.

Факторы риска игровой зависимости.

С медицинской точки зрения, возникновение игровой зависимости – это многофакторное явление, в котором наибольшее значение имеют:

1. Низкая самооценка: «неотработанные» детские комплексы, которые компенсируются фантазиями о могуществе и всевластии либо бессознательным стремлением «доказать им всем…».

    Нередко в начале игрового пути стоит легкий и быстрый выигрыш, который новичку «позволяют» получить. Он и становится стартовым толчком для ухода в мир предвкушений и ожидания такого же везения в дальнейшем. Первоначальная прибыль укрепляет чувство собственной значимости и важности, подтверждает определенную собственную исключительность и повышает уверенность в успехе. Проигрыши огорчают игрока, но, в то же время, разжигают азарт с новой силой.
2. Отсутствие близких отношений, нестабильность семьи, избегание взрослой ответственности.

      У людей, одержимых азартными играми, часто обнаруживается состояние «разрыва с домом», «отвержения» в семье, плохие отношения с родителями, негативный опыт обманутых ожиданий и разочарований. Это недолюбленные и необласканные дети с ущербной, деформированной эмоциональностью. Игрой они пытаются компенсировать эмоциональную депривацию.
3. Психологические дисфункции личности.

     В частности, к игре может подтолкнуть нарушение психологического равновесия, которое проявляет себя, например, в постоянно присутствующем беспокойстве, высокой тревожности, чувстве неудовлетворенности теми возможностями, которые предлагает реальная жизнь.

     Мотивацией к игре может стать бессознательная потребность справиться с тревогой, желание выйти из личностного кризиса, преодолеть давление отрицательных эмоций, а также стремление решить материальные проблемы, не затрачивая никаких усилий. Постепенно игрок попадает в замкнутый порочный круг, жертвами которого становятся все сферы его жизни.

4. Характерологические особенности личности.

    Психологическая незрелость, неумение брать на себя взрослую ответственность, склонность к авантюрам, спонтанным, импульсивным поступкам, неспособность конструктивно переживать неудачи, зависимость от чужого мнения, неумение прогнозировать развитие событий и отсутствие жизненных целей– вот основные черты игроманов.


И помните: игровая зависимость – это, прежде всего, зависимость, и развивается она по тем же законам, что и наркомания или алкоголизм. Поэтому к помощи в преодолении игровой зависимости должны обязательно привлекаться профессионалы – врачи и психологи.

Лечение игровой зависимости

     Лечение игромании не может быть скоротечным: оно должно быть комплексным и продолжительным. Необходимо проявить терпение и упорство для того, чтобы избавиться от этого тяжёлого недуга. Во многом освобождение от игровой зависимости связано не только с восстановлением психического здоровья патологического игрока, но и с переоценкой жизненных приоритетов и изменением образа жизни. К лечебному процессу должны подключиться не только специалисты (психиатры-психотерапевты, психологи), но и родственники пациента, его друзья.

  • Сначала необходимо выяснить, действительно ли речь идет о пристрастии к азартным играм, которое уже дошло до стадии болезни. Для этого следует обратиться в специализированную консультацию.
  • Затем необходимо выбрать между амбулаторной или стационарной формами лечения. Если пациент все еще достаточно хорошо социально интегрирован и его заболевание еще не зашло слишком далеко, вполне достаточно регулярных посещений специализированных консультаций или амбулаторных сеансов психотерапии у психотерапевта, специализирующегося на подобных проблемах.
  • При более тяжелой и запущенной картине заболевания, когда предписывается стационарное наблюдение за пациентом, необходимо определиться с тем, какую клинику выбрать, психосоматическую специализированную клинику или наркологический центр. Если психосоциальные последствия еще обратимы или обострение зависимости от азартных игр произошло на фоне острых стрессовых ситуаций (развод, увольнение с работы), тогда следует обратиться в специализированную психосоматическую клинику. 
  • При прогрессирующей динамике развития зависимости необходимо посещать специализированную клинику. Если дополнительно существует «вещественная» привязанность, алкоголизм или наркомания, тогда первоначально необходимо искоренить одну из зависимостей в психиатрической клинике. 

Особенности лечения игромании.

       Частью терапии, как правило, является договоренность о полном отказе от азартных игр. Простого  сокращения объемов игры до умеренного состояния обычно недостаточно. Прежде всего, полный отказ от азартных игр помогает выявить первопричину, которая и вызвала появление зависимости от азартных игр. Существуют различные методы терапии, ориентированные как на глубокое проникновение в психологию пациента, так и на поведенческий анализ его состояния.

      В любом случае, для выработки терапевтической программы очень важно точно определить роль, которую азартные игры имеют для пациента, обсудить причины изменения мышления и совместно с пациентом выработать программу для предотвращения повторения данной ситуации. Необходима работа над всеми затронутыми областями жизнедеятельности игрока (нарушение ценностного регулирования, нарушения в области чувств и переживаний, проблемы в межличностных отношениях и отношениях в коллективе). Нарушения в области межличностных отношений лучше всего обсуждать посредством групповой терапии.

      Не менее важно в подобной ситуации решение проблем, связанных с денежными долгами пациента, которые не должны отрицаться и отбрасываться в сторону, а наоборот, необходимо совместно разработать программу возврата денежных задолженностей.

Лечение игромании в РБ проводится в следующих медицинских учреждениях:

  • Республиканский научно-практический центр психического здоровья (г. Минск, Долгиновский тракт, 152);
  • УЗ «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология» (г. Гродно, ул. Обухова Г.А, 15);

 Профилактика игровой зависимости.

В профилактике игромании есть два основных направления.

Социально-бытовой уровень.

     Важнейшим аспектом профилактики игромании является усиление внутрисемейных связей, налаживание социальных контактов, гармонизация отношений в профессиональной и личной сфере. В частности, важно:

  • проявлять неформальный интерес к делам и увлечениям своих близких, особенно подростков;
  • поощрять занятия спортом, позитивные хобби;
  • не запугивать последствиями сделанных ошибок, поощрять откровенность своих близких, их готовность поделиться наболевшим;
  • поддерживать семейные традиции: собираться за одним столом за ужином, вместе отмечать семейные даты, праздники и т.д.;
  • регулярно проводить совместно выходные, отпуска;
  • быть эмоционально близкими друг другу, проявлять готовность выслушать, посочувствовать, поддержать, помочь и посоветовать;
  • стараться создать в доме атмосферу любви и взаимопонимания.

      Человек, выросший в кругу любящей и поддерживающей семьи, имеет высокую устойчивость к формированию игровой зависимости.

Государственный уровень.

      В недавнем прошлом главой государства был подписан указ, направленный на защиту населения Беларуси от игровой зависимости. Документом утверждены дополнительные условия защиты граждан от игромании путем введения механизма самоограничения граждан от участия в азартных играх, а также закрепления за организаторами азартных игр определенных обязательств по предотвращению гэмблинга.

       В Беларуси растет число спортивных сооружений, открываются спортивные залы, хоккейные площадки и катки, многие из которых работают даже летом, наравне с парками развлечений и отдыха. В стране активно пропагандируется здоровый образ жизни, который привлекает все больше молодежи: велосипеды, скейтборды, роликовые коньки – основа активного отдыха – становятся неотъемлемой частью жизни молодых людей и целых семей. Все это – одно из важнейших направлений развития страны и общества, направленное на профилактику игровой зависимости и увлечения азартными играми.

      Говоря о важности принятия на государственном уровне мер, направленных на профилактику игровой зависимости среди населения, эксперты подчеркивают, что в целях усиления контроля за игровой сферой сформирован своеобразный алгоритм действий для всех организаций, имеющих отношение к игорному бизнесу, его участникам и его последствиям. В частности:

  • организаторы азартных игр должны обеспечивать проверку документов, удостоверяющих личность, у всех посетителей игорных заведений;
  • введена в действие специальная компьютерная кассовая система, которой определено особое место в сфере профилактики распространения игровой зависимости среди населения;
  • осуществляется эффективный контроль за соблюдением игорными заведениями законодательных требований, а также защищаются интересы посетителей игорных заведений.

Система введена в действие с 1 декабря 2013 года, деятельность организаторов азартных игр, не обеспечивших к указанному сроку подключение игрового оборудования к специальной компьютерной кассовой системе, запрещена.

При помощи этих тестов Вы можете определить, есть ли у Вас игровая зависимость.
ТЕСТ 1.

  1. Вы часто участвуете в игре и часто добываете деньги на игру?
  2. Вы часто играете на большие суммы?
  3. Вы играете в течение более длительного времени, чем намеревались перед приходом в казино или зал игровых автоматов?
  4. У вас возникает желание увеличить размер или частоту ставок, чтобы достигнуть азартного возбуждения?
  5. Вы чувствуете беспокойство, раздражительность или ярость, если игра срывается?
  6. Вы "охотитесь" за выигрышем: например, берете деньги в долг, чтобы отыграться?
  7. Вы предпринимаете неоднократные попытки сократить ставки или вообще выйти из игры?
  8. Вы играете чаще в кризисных ситуациях (например, когда есть проблемы на работе)?
  9. Ради игры вы приносите в жертву важные профессиональные или увеселительные мероприятия, раньше имевшие для вас значение?
  10. Вы продолжаете играть, несмотря на растущие долги, или проблемы другого характера (социальные, профессиональные)?

Если вы ответили утвердительно хотя бы на 4 из 10 вопросов, у вас есть игровая зависимость.

ТЕСТ 2.

  1. Тратили ли вы когда-либо на игру время, отведенное для работы?
  2. Бывали дли случаи, когда игра вызывала домашние ссоры или отравляла вашу семейную жизнь?
  3. Сказывалась ли игра на вашей репутации?
  4. Испытывали ли вы когда-либо раскаяние после игры?
  5. Играли ли вы когда-либо для того, чтобы добыть деньги, необходимые для отдачи долга, или чтобы решить какие-либо денежные проблемы?
  6. Приводила ли игра к снижению ваших амбиций или к ухудшению эффективности вашей деятельности?
  7. Бывали ли моменты, когда после проигрыша вы чувствовали, что должны как можно быстрее вернуться и отыграться?
  8. Были ли случаи, когда после выигрыша у вас было настойчивое желание вернуться и выиграть еще?
  9. Часто ли вы играете до тех пор, пока не проиграете все деньги, которые у вас с собой?
  10. Занимали ли вы когда-либо деньги на игру?
  11. Случалось ли вам что-либо продавать, чтобы добыть деньги на игру?
  12. Случалось ли вам испытывать нежелание тратить на повседневные расходы деньги, выигранные или отложенные на игру?
  13. Случалось ли, что в азарте игры вы забывали об ответственности за собственное благосостояние или благосостояние своей семьи?
  14. Доводилось ли вам тратить на игру больше времени, чем вы планировали?
  15. Для того, чтобы добыть деньги на игру, делали ли вы что-либо противозаконное, задумывались ли об этом?
  16. Случалось ли вам с трудом засыпать из-за мыслей об игре?
  17. Вызывает ли у вас разочарования, ссоры или споры желание отправиться играть?
  18. Бывало ли у вас желание отметить какую-либо удачу или неожиданно появившиеся деньги проведением нескольких часов за игрой?
  19. Случалось ли Вам в результате игры задумываться о самоубийстве или причинении себе вреда?

 Семь и более положительных ответов на эти вопросы говорят о сформировавшейся зависимости.

        Если Вы обнаружили у себя или своих близких склонность к игромании, обратитесь за помощью к специалистам по лечению зависимостей: они помогут избавиться от навязчивого стремления играть, подскажут оптимальные способы решения Ваших проблем, найдут пути выхода из личностного кризиса, окажут психологическую и социальную поддержку.

Лечение игромании в Беларуси проводится в следующих медицинских учреждениях:

  1.     ГУ «Республиканский научно-практический центр психического здоровья»   (г. Минск, Долгиновский тракт, 152)
  2.     Минский областной клинический центр "Психиатрия-наркология" (г. Минск, ул. П. Бровки, 7)
 
свернуть