Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования, спорта и туризма администрации Октябрьского района г. Гродно
Государственное учреждение образования
Средняя школа №26 имени А.Н.Сивачева г. Гродно
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования, спорта и туризма администрации Октябрьского района г. Гродно
Государственное учреждение образования
Средняя школа №26 имени А.Н.Сивачева г. Гродно
Ознакомиться с брошюрой можно по ссылке
Памятка по разъяснению мер уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, разъясняем уголовно наказуемые деяния, относящиеся к категориям особо тяжких и тяжких
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Изменения в КоАП и ПИКоАП (согласно Закону Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 93-З вводятся в действие с 1 марта 2021 г.)
КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
6 января 2021 г. № 91-З
Статья 4.2. Возраст, с которого наступает административная ответственность
1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения возраста шестнадцати лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за:
1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);
2) оскорбление (статья 10.2);
3) мелкое хищение (статья 11.1);
4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);
5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);
6) мелкое хулиганство (статья 19.1).
2. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния не могло сознавать его фактический характер и противоправность.
Статья 4.3. Невменяемость
Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать его фактический характер и противоправность либо руководить им вследствие психического расстройства (заболевания).
Статья 4.4. Деяния, влекущие административную ответственность по требованию
Деяния, содержащие признаки следующих административных правонарушений:
умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);
оскорбление (статья 10.2);
отказ в предоставлении гражданину информации (статья 10.5);
нарушение права на свободу объединений (статья 10.7);
нарушение авторского права, смежных прав и права промышленной собственности (статья 10.15);
нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров (статья 10.18);
причинение имущественного ущерба (статья 11.2);
умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);
присвоение найденного имущества (статья 11.4);
обман потребителей (статья 13.10);
недобросовестная конкуренция (статья 13.33);
нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения (часть 1 статьи 18.16);
нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения (часть 4 статьи 18.20) в случае причинения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, потерпевшему легкого телесного повреждения;
несанкционированный доступ к компьютерной информации (статья 23.4);
разглашение коммерческой или иной охраняемой законом тайны (статья 23.6), – влекут административную ответственность только при наличии выраженного в установленном ПИКоАП порядке требования потерпевшего или его законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.
2. Независимо от требования потерпевшего или его законного представителя при совершении деяний, содержащих признаки правонарушений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, административный процесс может быть начат прокурором либо по его письменному поручению органом, ведущим административный процесс, если:
1) этим деянием причинен значительный вред интересам государства или общества;
2) деяние совершено в отношении лица, находящегося в материальной, служебной или иной зависимости от лица, его совершившего, либо по иным причинам не способного самостоятельно обратиться за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Статья 4.2. Возраст, с которого наступает административная ответственность
1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения возраста шестнадцати лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за:
1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);
2) оскорбление (статья 10.2);
3) мелкое хищение (статья 11.1);
4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);
5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);
6) мелкое хулиганство (статья 19.1).
2. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния не могло сознавать его фактический характер и противоправность.
Статья 10.2. Оскорбление
1. Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, –
влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.
2. Оскорбление в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, распространенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, –
влечет наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – наложение штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин.
ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ!
НЕДОПУСТИМО ОСТАВЛЯТЬ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА. ВЫ НЕСЁТЕ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСТАВЛЕНИЕ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В ОПАСНОСТИ.
Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают, поэтому чаще всего несчастные случаи происходят именно с ними. Так, обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.
Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК РБ. Знайте! Согласно части 2 статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности» – заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.
Статья 159 «ОСТАВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ В ОПАСНОСТИ»
1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья, либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи —наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.
2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, — наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.
3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, —наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.
Уважаемые родители! Напоминаем, что ответственность родителей за детей обуславливается обязанностью воспитывать своих детей, заботиться об их физическом и психическом здоровье, а также нравственном развитии!
свернутьОсобо тяжкие преступления
Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 УК, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней (часть 2 статьи 166 УК) –
наказывается лишением свободы на срок от 5 до 13 лет.
Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия (часть 3 статьи 166 УК), –
наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.
Насильственные действия сексуального характера, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней) (часть 2 статьи 166 УК), –
наказываются лишением свободы на срок от 5 до 13 лет.
Насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия (часть 3 статьи 166 УК), –
наказываются лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.
Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего,, совершенные организованной группой, а равно использование заведомо малолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением (часть 3 статьи 3431УК) –
наказываются лишением свободы на срок от 5 до 13 лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Тяжкие преступления
Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершенное лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 166, 167 и 168 УК, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц (часть 2 статьи 168 УК), –
наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.
Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьей 343 УК или частью 2 статьи 343 УК, либо группой лиц по предварительному сговору или с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно использование заведомо несовершеннолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением (часть 2 статьи 3431УК) –
наказываются лишением свободы на срок от 3 до 8 лет.
свернутьСкачать 10 заповедей для родителей.docx
Скачать Жестокое обращение с детьми виды и признаки.docx
Скачать Как понять, что ребенок подвергается.docx
Скачать Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка.docx
Скачать Откажись от насилия.docx
Ответственность за совершение насилия в отношении детей и подростков
Если случилась беда.docx Скачать
Жертвы насилия. Кто они.docx Скачать
Исцеление начинается с общения.docx Скачать
Как обезопасить своего ребёнка.docx Скачать
Как понять, что ребенок подвергается.docx Скачать
Профилактика сексуального насилия.docx Скачать
https://mvd.gov.by/ru/news/9021 Осторожно, досуг!;
https://grodno.mvd.gov.by/ru/news/3562 В Лиде задержали педофила. Молодой человек ранее неоднократно судим;
https://minsk.mvd.gov.by/ru/news/7470 Педофил сам не остановится;
https://mogilev.mvd.gov.by/ru/news/6444 Задержан житель Могилевщины, который выманивал интимные фото детей.
Наиболее распространенные признаки суицидального поведения
Информация для родителей "Суицид у детей и подростков"
Памятки-советы для родителей по профилактике суицида
Ежегодно 10 сентября Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), при поддержке Международной ассоциации по предотвращению самоубийств, проводит Всемирный день предотвращения самоубийств с целью укрепления приверженности и поощрения деятельности по предотвращению самоубийств во всем мире.
Современные ритмы жизни и работы, а также, по-видимому, многие субъективные факторы приводят к тому, что в определенный момент человек решается на преступление — преступление против своей жизни.
Самоубийство, суицид (от лат. sui caedere — убивать себя) — целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное (хотя бывают и случаи вынужденного самоубийства) и самостоятельное (в некоторых случаях осуществляется с помощью других людей).
Половина случаев насильственной смерти на нашей планете приходится на самоубийства.
Суицид — это глобальная и трагическая проблема для мирового здравоохранения.
По статистике, в результате самоубийств в мире умирает столько же людей, сколько в результате войн и насильственных убийств, вместе взятых.
По распространенности случаев суицида лидируют развитые страны. Первенство принадлежит странам Восточной Европы. Наименьшие показатели — в Латинской Америке и исламских странах. По Африке статистические данные практически отсутствуют.В России за последние 20 лет 1 млн человек покончили жизнь самоубийством, передаёт ИТАР-ТАСС со ссылкой на руководителя отдела экологических и социальных проблем психического здоровья Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского Бориса Положия В России в последнее время, к сожалению, так же участились случаи суицидов, особенно среди подростков, что наиболее страшно...
Ежегодно более 800 тысяч человек кончают жизнь самоубийством, это один человек каждые 40 секунд. Но эти смертельные случаи можно предотвратить.
Международная ассоциация предотвращения самоубийств в сотрудничестве с ВОЗ призывают общественность и власти проводить в этот день мероприятия и акции по укреплению чувства ответственности за спасение жизни людей, которые могут быть потеряны в результате суицида.
ВОЗ и другие партнеры выступают не только за предотвращение самоубийств, но и в защиту надлежащего лечения и последующего ухода за людьми, предпринявшими попытку суицида, а также более взвешенного освещения самоубийств в СМИ.
На глобальном уровне необходимо повысить уровень информированности общественности о том, что самоубийства являются одной из основных предотвратимых причин преждевременной смерти.
Суицидальное поведение наиболее часто имеет место при определенных обстоятельствах под влиянием культурных, генетических, психосоциальных факторов, а также факторов окружающей среды.
Среди общих факторов риска можно назвать следующие:
Среди защитных факторов, помогающих сохранить жизнь, следует отметить следующие:
В более личном плане важно также знать, что лишь незначительное количество самоубийств происходит без предупреждения.
Большинство самоубийц открыто предупреждает о своих намерениях. Поэтому, ко всем угрозам такого характера необходимо относиться серьезно. Кроме того, большинство людей, пытающихся покончить с собой, внутренне противоречивы и не имеют окончательного намерения умереть.
Проблема суицидального поведения сложна и многогранна.
На конечный выбор человека в кризисной ситуации влияет много разнообразных факторов.
Самые новейшие исследования показывают, что предотвращение самоубийств, включает в себя целый ряд таких мер, как создание самых по возможности благоприятных условий для воспитания детей и молодежи, затем применение эффективных методов лечения психических расстройств, и далее вплоть до контроля факторов риска окружающей среды. Надлежащее распространение информации и увеличение уровня информированности населения – вот существенные компоненты успеха программ предотвращения самоубийств
Каждый человек - личность, необходимо однажды раз и навсегда решить, что жизнь это величайшее благо, никто не знает, что будет в последующий момент, возможно, случится именно то, без чего жизнь кажется невыносимой.
Что может сделать каждый из нас?
Быть внимательным к своим близким. Для того нам и дана речь, чтоб поддержать нуждающихся в трудную минуту. Помните: слово может убить, но может и возродить к жизни.
свернутьСегодня компьютеры стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Взрослые люди работают за компьютером в офисе, компьютеры давно перестали быть диковиной дома. Постепенно к компьютерам пристрастились не только взрослые, но и дети. По мнению многих родителей, лучше пусть их дети проводят время дома, сидя за компьютером, чем на улице, в плохой компании без их присмотра. В итоге дети получают с разрешения родителей свободный и практически ничем не ограниченный доступ к компьютеру.
Компьютерные игры, появившиеся вместе с компьютерами, сразу нашли приверженцев как среди детей, так и среди взрослых. Сегодня техника достигла такого уровня, что появились достаточно реалистичные игры, оснащенные хорошей графикой, качественным звуком, которые привлекают огромное количество людей, превращают их в своих фанатов.
Многих детей младшего возраста перестали интересовать обычные игрушки. Они настолько увлекаются компьютерными играми, что стараются быстрее попасть домой, чтобы включить компьютер и окунуться в заветную игру. Школьники могут пропускать уроки только потому, что всю ночь играли и не успели подготовиться к занятиям, которые начинают иметь гораздо меньшее значение для них, чем прохождение нового уровня в любимой компьютерной игре. Увлечение компьютерными играми носит массовый характер среди школьников. Зачастую на переменах эта тема становится самой актуальной для разговоров.
Рассмотрим, какие факторы лежат в основе увлечения детей компьютерными играми.
Психологи считают, что потребность в игре свойственна всем людям на протяжении их жизни. Игра способна удовлетворить познавательную потребность ребенка, ведущую к получению удовольствия. С помощью игры моделируются различные жизненные ситуации, позволяющие приобрести определенные навыки и умения. Среди компьютерных игр есть множество логических и развивающих игр, которые помогают ребенку учиться мыслить, заставляют его думать, тем самым оказывают положительное воздействие на его развитие. Детское восприятие устроено таким образом, что с помощью игры ему легче овладевать новой информацией. Использование компьютерных игр ребенком должно быть в меру, не более одного часа в сутки, тогда это даст положительный результат и не нанесет ущерба другим сторонам его жизни. С помощью определенных компьютерных игр он может научиться считать, выучить алфавит, многие игры специально направлены на улучшение концентрации внимания, развитие памяти, воображения, творческого начала.
Однако если ваш ребенок всем другим развлечениям предпочитает компьютерные игры и проводит перед экраном монитора все свободное время, это может привести к многочисленным проблемам и трудностям. Если вашему ребенку еще нет десяти лет, а он часами играет в компьютерные игры, это может привести к замедлению его развития, как в физическом, так и в психологическом плане. Проводя большинство времени в сидячем положении, ребенок начинает вести образ жизни, лишенный необходимой для его возраста двигательной активности. Это снижает его физическое здоровье. Что касается психологического развития, то, приковывая себя к монитору, ребенок лишается живого общения со сверстниками, заменяя игры, позволяющие познавать окружающий мир, виртуальными играми, где все в корне отличается от действительности. Вследствие этого у ребенка формируется неправильное восприятие действительности.
Для детей младше десяти лет, по мнению специалистов, полезнее заниматься различными видами спорта, рисованием, музыкой. Важно помнить, что в этом возрасте у детей пока еще не сформированы окончательно процессы саморегуляции, поэтому им трудно соблюдать меру в играх, ограничивать время провождения за компьютером, они сбиваются с режима дня, могут забыть поесть, не вовремя ложатся спать.
Многие современные игры направлены не только на решение логических задач, но и несут некую эмоциональную нагрузку, которая и является основной причиной патологической зависимости от компьютерных игр. Все игры разные. Они различаются по содержанию и по жанру. Самые безобидные «игрушки» — это аркады, которые обладают несложной графикой и простым звуком. Такие игры созданы для того, чтобы убить время, поэтому зависимости не вызывают. Они быстро надоедают, так как построены на повторении одних и тех же действий. Ролевые игры представляют для детей гораздо большую опасность. В процессе игры ребенок как бы перевоплощается в виртуального героя и полностью погружается в его мир. Эти игры способны длительное время давать игроку ощущение реальности и удерживать его внимание.
Самую большую опасность для ребенка представляют так называемые стрелялки. Несмотря на то, что сюжет в этих играх обычно незамысловатый, вся игра строится на насилии. Эти игры пагубно влияют на психику ребенка, порождая в нем чрезмерную агрессию.
Дети настолько втягиваются в виртуальную реальность, что живой мир с его настоящими играми и увлечениями перестает их интересовать. А ведь в реальности существует немало задач, которые необходимо решить. Их невыполнение ведет в большинстве случаев к отрицательным результатам — плохим оценкам в школе, наказанию со стороны родителей. В виртуальном мире все гораздо проще. Сделанные ошибки можно исправлять путем повторного прохождения уровня.
У подростков к зависимости от компьютерных игр присоединяются еще и зависимости от азартных игр и игровых автоматов. Процесс привыкания подростка к игре происходит порой незаметно как для него, так и для его родителей. Игровая зависимость влечет за собой множество весьма пагубных последствий. Проявляются они не сразу, поэтому масштабы проблемы сразу оценить весьма сложно.
В группу риска попадают дети в возрасте старше десяти лет. Они уже обладают большей самостоятельностью, чем младшие школьники, одни выходят на улицу, их сложнее контролировать. В последнее время с развитием социальных сетей в Интернете к игровой зависимости присоединилась еще одна зависимость — это потребность в общении в он-лайн с незнакомыми людьми. Последствия этого тоже могут оказаться самыми удручающими. Подростки подвержены психологическому влиянию взрослых людей, поэтому внушить им можно все что угодно.
Если раньше замкнутость подростка в себе, отстранение от родителей и скрытность, на определенном этапе его развития считались психиатрами нормой, то сейчас это может быть связано с тем, что ребенок создает для себя собственный виртуальный мир и обособляется в нем, абстрагируясь от реальности. Расставание с этим миром, разрушение этого мира приводят подростка к тяжелым психологическим травмам.
Психологические факторы компьютерной зависимости
В компьютерные игры играют практически все дети и подростки, у которых есть доступ к персональному компьютеру. Однако не все дети страдают компьютерной зависимостью. Для ее возникновения существует ряд факторов. В компьютерной игре дети и подростки живут в своем мире, в который кроме них самих больше никто не имеет доступа. Все сцены и процессы довольно реалистичны, что позволяет им полностью абстрагироваться от реального мира. Виртуальность заменяет им реальную жизнь. Важным фактором является полное отсутствие ответственности. В игре детей привлекает возможность возвращаться назад и исправлять собственные ошибки, ведь в жизни это невозможно. Дети получают возможность принимать самостоятельные решения, не задумываясь о последствиях.
Чаще всего они попадают в зависимость от ролевых компьютерных игр. Если ребенок не может реализовать себя в жизни, то ролевые игры позволяют ему примерить на себя любой игровой персонаж и прожить его жизнь. Это могут быть супергерои — сильные, смелые, непобедимые, или злодеи — беспощадные и властные. Пропуская через себя роль игрового персонажа, ребенок получает возможность удовлетворить потребности, которые в реальной жизни ему удовлетворить не удается. Чем больше игра затягивает ребенка, тем отчетливее он начинает воспринимать различия между реальной и виртуальной жизнью. Со временем игра начинает компенсировать практически все его жизненные проблемы. Она позволяет ему расслабиться, отдохнуть, окунуться в мир приключений, снижает эмоциональное напряжение, если у него трудности в семье или в школе.
По статистическим данным, в современном обществе 10-14% людей, играющих в компьютерные игры, попадают под патологическую зависимость от них. В большей степени этому подвержены дети и подростки.
Характер эмоциональных нарушений, сопровождающих игровую зависимость
Игровую зависимость сопровождает ряд психологических симптомов. К таким симптомам относятся: чувство эйфории во время игры; сложно заставить себя остановиться; количество времени, проводимое перед монитором, постоянно увеличивается; семья и друзья отходят на второй план; не играя, человек чувствует, себя раздраженным, депрессивным, ему не хватает игры; возникают проблемы с учебой или работой. Возможно, игровая зависимость не так опасна, как, например, алкоголизм и наркомания, но тем не менее, она оказывает негативное влияние на развитие личности.
У игроманов наблюдаются эмоциональные нарушения, выражающиеся в повышенном уровне тревожности и депрессивности. Многие из них становятся раздражительными, эмоционально неуравновешенными, даже агрессивными. Зависимость проявляется в формировании устойчивой потребности в игре, которая никогда не удовлетворяется полностью. Мир игромана подразделяется на реальный и виртуальный. В реальном мире игроки чувствуют себя неуютно, наваливаются жизненные проблемы, от которых они хотят уйти. В виртуальном мире их настроение и эмоции существенно улучшаются. Также положительные эмоции у игроманов появляются и в предвкушении игры. Отходя от компьютера или игрового автомата, настроение снова ухудшается, вплоть до следующего момента, когда можно снова начать играть.
В реальном мире зависимые люди плохо адаптируются в обществе, у них множество различных проблем в семье, в школе. Этот мир скучный и трудный, в то время как виртуальный — полон приключений и вседозволенности. Именно поэтому выход из игры является болезненным для человека. Ему снова приходится сталкиваться с неприязненной ему реальностью. В связи с этим возникают негативные эмоции, падает настроение, ухудшается самочувствие. У человека постоянная потребность в игре, но полностью она не удовлетворяется.
Эмоциональные отклонения игроманов можно объяснить еще одной причиной. Скорее всего, они осознают бесполезность своего увлечения. За компьютером пролетают дни, недели, месяцы и даже годы. Осознавая бесполезность компьютерный игры, человек и себя начинает чувствовать бесполезным. Но остановиться он уже не может, так как психологически зависит от игры, она его тянет. Таким образом, возникает когнитивный диссонанс — противоречия между представлениями человека о нормальном образе жизни и самим образом жизни этого человека. Противоречие человека с самим собой вызывает сильнейшие эмоциональные сбои.
Отличительной эмоциональной проблемой игровой зависимости является принятие игроками ролей игровых персонажей на себя. Вообще принятие ролей в обычной жизни является познавательным процессом. Но в ситуации игромана он настолько вживается в роль, настолько ассоциирует себя с игровым персонажем — сильным, умным, могущественным, бессмертным, — что столкновение со своим реальным «Я», полной противоположностью виртуального героя, ввергает его в уныние. Психологи говорят даже о раздвоении личности, когда виртуальный мир настолько затягивает человека, что он теряет способность понимать, где он сам, а где игровой персонаж. Смена виртуального образа на реальный, который устраивает человека гораздо меньше, приводит к ухудшению настроения, депрессивной подавленности и другим эмоциональным расстройствам.
Виртуальный мир, в котором подростки проводят много времени, чаще всего слишком жесток, агрессивен и беспощаден. Виртуальный герой пытается противостоять этому миру, убивая виртуальных противников, которые хотят убить его. Чтобы победить врагов, герой наделен всеми необходимыми для этого качествами — умом, силой, ловкостью, экипировкой по последнему слову техники. Ассоциируя себя с виртуальным персонажем, подросток пытается перенести законы игры на реальную жизнь. Ему начинает казаться, что окружающие его люди настроены враждебно по отношению к нему, он чувствует себя уязвимым и незащищенным. Реальный мир начинает казаться ему более опасным, чем есть на самом деле. Такое состояние человека называется высоким уровнем тревожности личности.
Стадии формирования зависимости
Формирование игровой зависимости происходит не сразу. Ребенок постепенно втягивается в игру, проходя несколько стадий, прежде чем можно говорить о патологии. Рассмотрим все эти стадии.
Стадия легкой увлеченности
Ребенок знакомится с игрой. Он поиграл в ролевую игру всего один или несколько раз, она начала ему нравиться, он оценил звук, графику, сюжет, главных героев, попробовал управлять ими. Компьютерная игра позволяет имитировать реальную жизнь или отправляет ребенка в полный приключений фантастический мир. Дети очень часто мечтают быть супергероями, а игра дает им возможность попробовать себя в этой роли. Начиная играть, ребенок реализует потребность в принятии на себя роли выбранного им игрового персонажа. Поиграв в игру несколько раз, ребенок уже целенаправленно выбирает именно ее, он включает компьютер с целью поиграть в игру. Но на этой стадии процесс игры носит пока еще ситуационный, а не систематический характер. Потребность в игре, а тем более зависимость от нее еще не сформировались. Игра пока не представляет для ребенка значимую в его жизни ценность.
Стадия увлеченности
Переход ребенка на новую стадию формирования игровой зависимости сопровождается формированием у него потребности поиграть в компьютерные игры. Процесс приобретает систематический характер. Ребенок начинает стремиться к компьютеру. Если доступ к игре у него ограничен по каким-либо причинам, то он предпринимает активные действия, направленные на устранение этих ограничений.
Стадия зависимости
На этой стадии происходит изменение самосознания и самооценки ребенка. Зависимость может приобрести социализированную или индивидуализированную форму. В первом случае ребенок поддерживает контакт с другими фанатами такой же игры и получает от них поддержку. Для этого варианта выбираются сетевые компьютерные игры, позволяющие детям играть совместно с другими игроками и общаться между собой посредством сети Интернет. Мотивация в игре носит соревновательный характер. Такая форма зависимости оказывает менее пагубное влияние на психику ребенка, чем индивидуализированная. Во втором случае дети полностью отрываются от внешнего мира, перестают общаться со сверстниками, уходят от реальности в свой виртуальный мир, что часто приводит ребенка к различного рода психическим и соматическим нарушениям. В первом случае общение с себе подобными все же не позволяет полностью оторваться от реального мира, так как ребенок вращается в социуме.
Стадия привязанности
На этой стадии происходит снижение игровой активности. Ребенок начинает постепенно возвращаться в психологическом плане в нормальное состояние. Он начинает постепенно дистанцироваться от компьютера, но полностью отказаться от игры все же не может. Эта стадия по времени самая длительная, она может не закончиться до конца жизни человека. Несмотря на то, что компьютерные игры пришли в нашу жизнь сравнительно недавно, случаев полного излечения от игровой зависимости крайне мало. Если человек остановился в формировании игровой зависимости на одной из предыдущих стадий, то зависимость угасает довольно быстро.
Сегодня можно назвать два основных психологических механизма, способствующих формированию игровой зависимости. Это потребность в уходе от реальности и потребность в принятии на себя новой роли. Как правило, эти механизмы работают одновременно, но какой-то один может оказывать большее влияние на формирование зависимости, чем другой. Эти механизмы подразумевают под собой процесс компенсации жизненных переживаний и стрессов, поэтому они не будут работать, если у человека в жизни нет никаких проблем, он всем доволен и счастлив. Но таких людей крайне мало, поэтому большинство людей имеют потенциальную предрасположенность стать зависимыми от компьютерных игр.
Признаки зависимости
Существует ряд признаков, по которым можно определить, что ребенок попал под игровую зависимость.
1. На все просьбы отвлечься от игры и отойти от компьютера реагирует острым эмоциональным протестом.
2. Если по каким-то причинам ребенку нужно отвлечься от процесса игры, он начинает злиться и раздражаться.
3. Ребенок не может точно определить, когда он закончит играть.
4. Ребенок постоянно требует у родителей денег на усовершенствование программного обеспечения персонального компьютера и на покупку новых игр.
5. Увлекаясь игрой, ребенок может забыть сделать уроки или выполнить свои домашние обязанности.
6. Режим дня сбивается из-за того, что ребенок постоянно сидит перед экраном монитора. Он не вовремя ест, поздно ложится спать, не может проснуться утром, его перестает заботить собственное здоровье, он забывает об элементарных правилах гигиены.
7. Чтобы продлить себе удовольствие и подольше насладиться игрой, ребенок начинает бороться со сном, злоупотребляя кофе или энергетическими напитками.
8. Ребенок начинает есть прямо за компьютерным столом, не отрываясь от любимой игры.
9. Во время игры в компьютерные игры у ребенка наблюдается эмоциональный подъем, улучшается настроение.
10. Общаясь со сверстниками, ребенок постоянно поднимает для обсуждения тему компьютерных игр, другие темы разговора перестают его волновать.
11. В то время, когда у ребенка нет возможности играть в любимую игру, он постоянно продумывает варианты прохождения следующего уровня, предвкушает новую победу, ждет с нетерпением возможности снова вернуться к монитору.
Эти признаки могут сопровождаться ухудшением здоровья ребенка. Из-за сбоя в режиме питания у него может нарушиться работа желудочно-кишечного тракта. Постоянное сидение в одной позе может вызвать боли в области позвоночника и лопаток. Компьютерное излучение раздражает глазные яблоки ребенка, что может привести к головной боли. Довольно часто игровая зависимость влечет за собой нервное истощение и возникновение бессонницы.
Родители должны контролировать общение своего ребенка с компьютером. Если вы стали замечать, что ваш ребенок начал завтракать, обедать и ужинать, не отрываясь от монитора; если проводит за компьютером целые ночи, а ложится спать под утро уже от бессилия; если он начал прогуливать школьные занятия ради того, чтобы поиграть в любимую игру; если он забывает об элементарных правилах гигиены — умыться, причесаться, почистить зубы, хотя раньше за ним такого не водилось; если он не знает, чем себя занять в случае, когда доступ к компьютеру невозможен, вам стоит серьезно насторожиться и задуматься. Все эти факты напрямую указывают на то, что он попал под игровую зависимость, и вам стоит обратиться за помощью к профессиональному специалисту. Очень часто родители пытаются самостоятельно бороться с проблемой, но натыкаются на мощное сопротивление со стороны ребенка. Чтобы избавить его от игровой зависимости, недостаточно простого родительского совета, нужно найти причину возникновения зависимости. Это может быть как из-за того, что у ребенка сложился комплекс неполноценности в реальной жизни, так и различные нервные расстройства, с которыми должен бороться специалист.
Но роль родителей в процессе избавления ребенка от этой пагубной привычки не менее велика. В процессе лечения ребенок постоянно должен ощущать заботу и поддержку близких людей. Его ни в коем случае нельзя оставлять один на один с его проблемой. Контакт с компьютером, Интернетом и игровыми автоматами, конечно же, необходимо исключить.
Родители должны осознавать всю тяжесть игровой зависимости и ее последствия для ребенка. Эту пагубную привычку можно сравнить со злоупотреблением алкоголем и табакокурением. Вряд ли вам будет приятно узнать, что ваш ребенок курит или употребляет спиртные напитки. Зависимость от игры не менее опасна для детской психики. Если не удалось предупредить возникновение зависимости, то необходимо найти в себе силы и обратиться к специалисту за профессиональной помощью. На кону стоит жизнь вашего ребенка, поэтому пускать это на самотек ни в коем случае нельзя.
Рекомендации родителям
Развитие игровой зависимости у детей можно предупредить. Огромное влияние на развитие личности ребенка оказывают методы воспитания, которые приняты в каждой конкретной семье. Психологи выделяют четыре типа семей, использующих различные методы воспитания, в которых у детей может появиться игровая зависимость.
Тип: травмирующая семья
В такой семье ребенок ассоциирует себя либо с агрессором, либо, наоборот, с жертвой. Это отождествление сопровождается возникновением у него чувства стыда и беспомощности. Для того чтобы избавиться от этих неприятных чувств, ребенок пристращается к какому-либо объекту зависимости. Это может быть алкоголь, наркотики или компьютерные игры.
Тип: навязчивая семья
Родители в такой семье возлагают на своего ребенка слишком большие ожидания и надежды, с которыми он не всегда может справиться. Это заставляет его находиться в постоянном эмоциональном напряжении, так как он боится не оправдать надежд, которые на него возлагают близкие.
Тип: лживая семья
В такой семье ребенок теряет чувство реальности, он не может найти сою личность, испытывает чувство стыда и отчуждения.
Тип: непоследовательная семья
В такой семье взрослые члены семьи не могут договориться между собой о методах воспитания ребенка, поэтому каждый гнет палку в свою сторону. Правила поведения и воспитания меняются и придумываются на ходу, создавая у малыша большой эмоциональный дискомфорт.
Специалисты утверждают, что подростки, попадающие под игровую зависимость, чаще всего воспитываются в семьях, использующих негармоничные стили воспитания. Если в семье используется негармоничное воспитание, то, по мнению психологов, у ребенка в такой семье велика вероятность попасть в игровую зависимость. Это происходит потому, что члены семьи неспособны конструктивно разрешать конфликты и выходить из сложных ситуаций. Интересы членов семьи не согласованы, все члены семьи дистанцированы друг от друга, каждый сам по себе, поэтому им сложно прийти к единому мнению. В связи с этим у ребенка возникают сложности в общении со своими близкими, многие темы могут быть закрыты для обсуждения, он не воспринимает свою семью как единое целое и отстраняется от нее, закрываясь в своем виртуальном пространстве.
Родители в таких семьях, как правило, обладают высокой степенью тревоги за свою семью, которая выражается в напряженности, что делает выполнение семейных обязанностей непосильной задачей. Между членами семьи возникает недоверие, ослабляется эмоциональная связь, создается неблагоприятный эмоциональный климат. Сами дети оценивают поведение своих родителей как враждебное, авторитарное, непоследовательное и противоречивое. Между детьми и родителями нет душевной близости, привязанности, доверия. Дети, не находя в семье понимания и поддержки, становятся подозрительными и настороженными, иногда даже бывают враждебно настроены к окружающим. Они не знают, какой реакции на свои действия ждать от родителей, поэтому теряют ощущение стабильности в своей жизни, становятся неуверенными в себе, импульсивными, испытывают постоянную тревогу.
Противоположный стиль воспитания — демократический, считается наиболее приемлемым для развития личности ребенка. В семьях, практикующих подобный стиль воспитания, редко встречаются дети, зависимые от компьютерных и азартных игр. При демократическом стиле родители поощряют в своих детях ответственность и самостоятельность. Подростки вовлекаются в обсуждение семейных трудностей, их мнение учитывается в принятии решений, мнение родителей подлежит обсуждению. Родители требуют от своих детей адекватного поведения, но при этом чутко относятся к их желаниям и потребностям. В таких семьях царят справедливость и последовательность, твердость и дисциплина. Дети чувствуют ответственность за свое поведение, они самостоятельны, активны и инициативны. Родители гибко и рационально направляют поведение своего ребенка. Мотивы предъявляемых к нему требований всегда объясняются и обсуждаются, авторитаризм используется только в самых крайних случаях, в ребенке ценится не только послушание, но и независимость, правила и нормы поведения вводятся последовательно и четко, но и мнение ребенка всегда учитывается. В такой семье все ее члены ощущают себя единым целым, в отношениях сильны эмоциональное начало, взаимопомощь и поддержка друг друга.
Для того чтобы ребенок не попал в зависимость от игры, родителям прежде всего нужно обратить внимание на себя, на то, какая атмосфера преобладает в семье, какими методами они воспитывают своего ребенка.
Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам контролировать отношения вашего ребенка с персональным компьютером:
1. Отношения в семье должны строиться на честности. Умейте признавать перед ребенком собственные ошибки.
2. Никогда не оскорбляйте чувства ребенка, не унижайте его или тех людей, которым он симпатизирует.
3. Станьте для своего ребенка верным другом. Пусть он будет уверен, что вы всегда ему поможете в трудную минуту, поддержите в сложной ситуации.
4. Постарайтесь, чтобы ребенок доверял вам любую информацию при любых обстоятельствах.
5. Если вы расстроены пристрастием ребенка к компьютерным играм, покажите ему, что вы искренне расстроены этим обстоятельством. Он должен видеть в вас не врага, а близкого человека, точно так же, как и он, нуждающегося в заботе.
6. В конфликтной ситуации, если вы вынуждены в приказном порядке запретить ребенку в данный момент играть в любимую игру, будьте последовательны. Не стоит идти на поводу и торговаться с ним. Четко заявите о своей позиции, объясните ее ребенку и потребуйте ее придерживаться.
7. Не ограждайте ребенка от компьютера совсем, ведь это неотъемлемая часть современной жизни. Однако ограничить время, которое ребенок может проводить за компьютером, стоит. Поставьте четкие рамки и неукоснительно их придерживайтесь. Допустимое время рассчитывается исходя из возраста вашего малыша. До пяти лет лучше вообще исключить компьютер из детского развлечения. До этого возраста процесс познавания мира может обойтись и без электроники. С шести лет можно начинать знакомить ребенка с работой на компьютере, но не больше 15-20 мин в день. Для подростка 10-12 лет это время не должно превышать двух часов в день, но не подряд, а с несколькими перерывами.
8. Категорически запретите ребенку проводить время за компьютером непосредственно перед сном.
9. Поощряйте интерес ребенка к активным играм и занятиям спортом. Но не заставляйте, а именно поощряйте, чтобы он получал от этого радость и удовольствие.
10. Обращайте внимание на реальное общение вашего ребенка со сверстниками. Очень важно, чтобы игра не заменила ребенку друзей.
11. Обсуждайте с ребенком игры, в которые он играет. Посоветуйте ему поиграть в логические и развивающие игры.
Не нужно воспринимать компьютер как источник вреда. Это часть будущей взрослой жизни вашего ребенка. Но постарайтесь контролировать, чтобы развлечение не перешло в серьезную психологическую зависимость. Если вы все же не уследили за этим процессом, упустили время, видите, что ребенка затянула игромания, найдите в себе силы принять этот факт и обратиться за помощью к специалисту.
свернутьПод игроманией понимается патологическая зависимость от любого вида игры. Человек склонен к разнообразным зависимостям, которые очень разнятся между собой. Можно любить путешествовать и читать и не представлять свою жизнь без таких занятий. А значит испытывать зависимость, но быть при этом совершенно здоровым, социально активным, развивающимся человеком. А можно начинать каждый день с бутылки алкогольного напитка и сигареты и тоже не представлять себе без этих мероприятий своего полноценного существования. Это тоже зависимость, но зависимость пагубная, ведущая к саморазрушению и деградации.
Игромания – это пагубное увлечение. Как и алкоголизм, она изменяет человека духовно (разрушается психологическое здоровье) и физически (пассивный образ жизни ведет к целому ряду физиологических нарушений).
Лечение игромании должно восприниматься людьми так же логично и естественно, как и лечение от алкогольной или наркотической зависимости. Но для того, чтобы обратиться за лечением к профессионалам, необходимо, прежде всего, признаться самому себе, что ты болен. А это совсем нелегко. Погруженный в предмет свой зависимости, игроман постепенно теряет возможность трезво и разумно смотреть на складывающуюся ситуацию. Он получает желаемое удовлетворение от игры, не замечая происходящих процессов постоянного саморазрушения.
Существуют достаточно эффективные способы лечения игромании, которые могут помочь человеку начать жизнь заново и вести здоровый образ жизни. Но можно придерживаться нескольких жизненных правил, которые не позволят оказаться в заложниках у какой-либо игры.
Профилактика игромании, по мнению психологов, заключается в следующем.
Со стороны государства должна контролироваться деятельность компьютерных клубов. Данные учреждения не должны работать в ночное время, не должны обслуживать детей младшего школьного возраста, время игрового процесса для каждого посетителя должно быть строго лимитировано. В свою очередь провайдеры должны ограничить доступ к онлайн-играм в ночное время.
В будущем наряду с развитием game-индустрии, проблема игровой зависимости будет становиться все более масштабной и значимой. С каждым днем все больше и больше людей вовлекаются в игровой процесс, отдаляясь при этом от реальной жизни.
ИГРОМАНИЯ: ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА
Игромания. Представляет собой патологическую зависимость от какого-то вида игр. Данное нарушение обусловлено частыми эпизодами участия в играх. Со временем данная зависимость начинает вытеснять из жизни человека все остальные сферы жизни, что приводит к снижению социальных, материальных, профессиональных ценностей.
Причины. Игромания возникает вследствие сложнейших взаимодействий различных факторов. Возникновение мании связано со сбоями мышления, что не позволяет человеку реально оценивать исход определенного события. Такие личности полагают, что они могут контролировать то, что неподвластно контролю, а это не только избавляет от неуверенности в себе, но и позволяет получить яркие эмоции и забыть о проблемах.
Важную роль в формировании зависимости имеет внешнее воздействие. Просмотр фильмов показывающих притягательность азартных игр, а также проведение досуга за игрой в карты либо в лото, разговоры о стратегии и победах в компьютерных играх. Такой настрой дарит уверенность в привлекательности игорного мира, но при этом умалчивает о другой стороне азартных игр связанной с долгами и денежными потерями.
Симптомы. Как и любая другая болезнь игромания имеет свои признаки. Такие больные склонны много разговаривать о любимой игре и постоянно размышляют о том, в какую именно игру им поиграть. Человек неохотно отвлекается от включенной игры, при вынужденном отстранении он проявляет выраженную агрессивность, также у таких лиц наблюдается эмоциональный подъем при возобновлении игры.
Такие люди утрачивают интерес к приему пищи, у них наблюдается снижение потребности во сне, а также отказ от правил личной гигиены, они не желают общаться с близкими. У них наблюдается потеря интереса к важным для них ранее занятиям. В случае выявления у себя или у своих близких какие-либо похожие симптомы, то следует немедленно обратиться за медицинской помощью, так как намного проще предупредить возникновение зависимости, чем ее вылечить
Диагностика. Диагноз игромания устанавливается на основании изучения поведения человека, определения времени, которое он посвящает игре. Также из разговора с близкими человеку людьми можно выяснить имеются ли у него финансовые сложности, а также насколько изменяется его настроение при невозможности продолжить игру.
Для максимально точной постановки диагноза пациенту может потребоваться консультация психиатра, психотерапевта или врача-нарколога.
Дольно часто человек может отрицать наличие у него игровой зависимости либо испытывать стыд за свои действия, что заставляет его отрицать наличие существующей проблемы.
Лечение. Терапия игромании осложняется тем, что большинство людей больных отрицают наличие у них игровой зависимости. В начале лечения очень важно добиться того, чтобы больной осознал свое болезненное пристрастие к играм.
При лечении зависимости больному назначают медикаментозное и психотерапевтическое лечение.
Профилактика. Риск развития игромании снижает наличие других интересов, активное времяпровождение и наличие хобби.
Если очень хочется принять участие в азартной игре, то необходимо заранее определить сумму, которую можно потратить во время развлечения, а также не делать крупных ставок.
свернутьУважаемые родители,
помните, запрет на пользование компьютером не дает желаемых результатов, поэтому:
1. контролируйте своих детей в Сети с помощью специальных программ. Они помогут вам определить вредоносное программное обеспечение, понять, какие сайты посещал ваш ребенок, что он там делал;
2. научите ребенка методам «сохранения сознания». Когда страшно, паника, тревожность, непонимание, что происходит — выключить компьютер, побыть в тишине, выспаться, принять душ, сделать дыхательные упражнения, поговорить с близким взрослым;
3. научите ребенка техникам переключения, «выхода из виртуальности»— сделать что-то быстрое с привлечением органов чувств: сильно потереть ладонь об ладонь, умыться, потопать ногами, громко крикнуть;
4. установите режим сна. Если ребенок недосыпает, у него снижается критичность, ухудшается память, увеличивается тревожность и внушаемость, падает иммунитет. На использование интернета и телефона ночью должно быть наложено табу;
5. учите ребенка критическому мышлению — задавать «неудобные» вопросы, выстраивать логические цепочки, говорить «нет» или «я подумаю» на непонятные предложения. Создайте в семье такие условия, чтобы ребенок мог задавать вопросы и получать ответы — «зачем мне это надо?», «почему я должен это делать?»;
6. если ребенок длительное время проводит в виртуальном пространстве, предложите ему совместное времяпрепровождение, связанное с занятиями, любимым им ранее, делом, увлечениями, интересами. При этом условьтесь, что в данное время вы не пользуетесь какими бы то ни было гаджетами, но помните, что это условие распространяется и на вас;
7. старайтесь по мере возможности чаще всей семьей бывать на природе, заниматься любимым видом спорта, посещать выставки, театры, концерты, гулять в парке и т.п.;
8. поддерживайте связь с классным руководителем, школьным психологом. Договоритесь, чтобы вам помогли и предоставили вашему ребенку возможность быть где-то значимым, делать что-то нужное и полезное вместе со сверстниками;
9. участвуйте в жизни вашего ребенка, наблюдайте и анализируйте его поведение;
10. если вы заметили, что в отношениях вашего ребенка с вами и (или) его друзьями, его настроении, поведении, успеваемости, внешнем виде происходят изменения не в лучшую сторону, постарайтесь быть предельно внимательными и благожелательными к ребенку и выйти с ним на доверительный разговор.
11. если попытка выяснить причины происходящих изменений не увенчалась успехом, не пытайтесь «давить» на ребенка, обратитесь за помощью к квалифицированным специалистам (позвоните на «горячую линию»; обратитесь к психологу учреждения образования, в котором учится ваш ребенок либо в центр дружественный детям при детской поликлинике).
Телефоны, по которым можно получить помощь специалиста, можно найти на странице "Телефоны доверия"
Наши дети много времени проводят за компьютером и в Интернет-пространстве. Чтобы обезопасить себя и ребенка от негативных последствий и обеспечить кибербезопасность своей семьи служба СППС предлагает вам изучить следующую информацию:
Давайте обратимся к результатам исследования Лаборатории Касперского, проведенного в 2017 году
Предлагаем вам рекомендации,
которые помогут обезопасить наших детей в Интернете
Объясните ребенку, что не следует давать частной информации о себе без разрешения родителей
Ребенок не должен в интернете выкладывать следующие сведения:
Убедитесь, что у него нет доступа к вашим банковским данным.
Научите ребенка использовать ники (прозвища) при использовании интернета. Анонимность – хороший способ защиты. Не выкладывайте фотографии ребенка в социальных сетях.
Не следует открывать письма электронной почты, файлы или web-страницы, полученные от людей, которые не знакомы или не внушают доверия
Научите его, как следует поступать при столкновении с подозрительным материалом, расскажите, что не нужно нажимать на ссылки в электронных сообщениях, полученные из неизвестных источников, открывать различные вложения.
Ребенок должен понять, что его виртуальный собеседник может выдавать себя за другого. Отсутствием возможности видеть и слышать других пользователей легко воспользоваться. И 10-летний друг Вашего ребенка в реальности может оказаться злоумышленником. Поэтому запретите ребенку назначать встречи с виртуальными знакомыми.
Объясните детям, что не все, что они видят или читают в Интернете обязательно правда
Приучите их спрашивать вас, если вдруг они сомневаются в прочитанном.
Проведите беседу об Интернет-этике
Не ссылайтесь на то, что вы никогда не увидите своего собеседника. Отсутствие возможности видеть и слышать собеседника - это не повод для хамства.
Контролируйте детей с помощью специального родительского контроля
Да, безусловно, вы доверяете своему ребенку. Но все же учтите, что это все еще ребенок, и вы, безусловно, должны его контролировать. Применяйте для этого специализированное программное обеспечение (ПО) родительского контроля. Сегодня выбор такого ПО огромен. Безусловно, вы можете применять как бесплатное, так и платное ПО.
Мы надеемся, что наша информация будет Вам полезна и своевременна!
свернутьСегодня много говорится об угрозах, которые таит в себе Интернет. Об этом сообщают по телевидению, радио, пишут в газетах и журналах, но больше всего на эту тему сказано в сети Интернет. В первую очередь, этим угрозам подвержены наши дети. Дети могут занести на семейный компьютер вредоносную программу, зачастую называемую вирусом или трояном («троянским конем»). Но даже если пропадет вся ценная информация, которая хранится на компьютере, или вредоносная программа похитит реквизиты электронных платежных систем, и мы лишимся денежных средств – это полбеды. А вот если ребенок начитается, насмотрится, наслушается всего негативного, что есть в Интернете, мы можем лишиться его. Вот это – самая настоящая беда. А в Интернете есть все: порнография, сцены жестокости и насилия, пропаганда суицида, способы изготовления самодельных взрывчатых веществ и устройств, наркотики…
Только не надо паники и поспешных решений! В Интернете есть и средства борьбы с таким злом: советы, как с этим бороться, форумы и социальные сети, где родители обсуждают свои проблемы. Есть и компьютерные программы, с помощью которых мы можем ограничивать доступ ребенка к нежелательной информации.
Основные задачи, которые решаются с помощью данных компьютерных программ, заключаются в:
запрете посещения нежелательных категорий сайтов; блокировке опасных сайтов;
блокировке контекстной рекламы и баннеров;
защите ребенка от сомнительных знакомств;
контроле за работой программ обмена сообщениями, социальных сетей и загрузки файлов и др.
Это означает, что при установке таких программ и их нормальной работе ребенок защищается от посещений сайтов порнографического содержания, пропагандирующих секс, наркотики и насилие, распространяющих вредоносные программы, в некоторых случаях – от посещения игровых сайтов, сайтов знакомств, где зачастую различные сомнительные личности могут выдать себя за сверстников вашего ребенка. Список этим не ограничивается, и такие программы могут выполнять много разных полезных функций и задач. Многие из этих программ бесплатные и свободно распространяются, в том числе и в сети Интернет. Вот только одна беда – наши дети сейчас знают компьютеры намного лучше своих родителей. Нередки случаи, когда программы, предназначенные для родительского контроля, в умелых детских руках превращаются в программы контроля за родителями. Так что эти программы – для самых маленьких, которые пока не умеют сами устанавливать их на компьютер, не могут производить настройку компьютера, у кого в ящике письменного стола или на книжной полке еще нет компакт-дисков с разными программами. А вот для более взрослых детей, в том числе и сотрудников различных компаний, есть иное техническое решение по ограничению доступа к нежелательным сайтам. Это решение строится на простом принципе – поставить фильтры там, куда наши дети не могут дотянуться, где ничего не могут изменить, – на оборудовании интернет-провайдеров. Раньше подобное было больше из области фантастики, а при выборе интернет-провайдера все больше интересовались доступностью, стоимостью, скоростью, надежностью работы. Сегодня можно готовить и о качестве оказанных услуг, а также об их широком выборе.
Ряд белорусских интернет-провайдеров уже включил в свой перечень услугу родительского контроля. В частности, «Белтелеком» («ByFly») запустил услугу, которая так и называется – «Родительский контроль». Разные интернет-провайдеры используют различные технические методы реализации этой услуги, где-то она надежней, где-то более удобная при настройке и выборе опций, но всех их объединяет одно – обойти эту защиту наши дети практически не в состоянии, для этого нужно обладать специальными техническими познаниями, которые и не у каждого взрослого есть. А к какому интернет-провайдеру стоит подключиться, у кого из них система «Родительский контроль» работает лучше, надежнее, удобнее, лучше всего обсудить с другими родителями. Например, на родительском собрании, в присутствии классного руководителя. При таком обсуждении совершенно не обязательно обладать специальными компьютерными познаниями, тут критерий прост – работает или не работает подобная защита. Тем не менее полагаться на все 100 % на технические средства защиты я не советовал бы. Если вы доверяете своему ребенку и он вам, если вашему ребенку интересней общаться с вами, а не с незнакомцами в Интернете, если вы живете жизнью вашего ребенка, только в этом случае защита будет работать безотказно.
По материалам управления по раскрытию преступлений
в сфере высоких технологий Министерства внутренних дел Республики Беларусь
свернутьСейчас «вписаться» на молодежном сленге означает – прийти в гости. Приглашения иногда рассылают случайным образом через соцсети. В соцсетях создаются открытые группы и сообщества («Флет», «Вписка», «Знакомства») с тысячами подписчиков. Вступая в группу нужно заполнить анкету, для того чтобы модератор проверил, действительно ли по ту сторону экрана подросток. Нередко молодые люди, которые собираются на «вписку», между собой не знакомы, да и организатор или хозяин квартиры видят многих в первый раз.
Чтобы легче было наладить общение, с собой берут спиртное. Так вечеринка без взрослых превращается в пьянку. Летом во время каникул «вписки» особенно популярны.
В ПОМОЩЬ РОЛИТЕЛЯМ:
ФЛЭТ– (от англ. flat– квартира) – это встреча по интересам, например, компьютерные игры или фанкклуб группы, команды.
ШАФФЛ – безалкогольная вечеринка для небольшого количества подростков, которые, в основном, увлекаются компьютерными играми.
ЛЕГИОН – собираются исключительно друзья и знакомые, как правило, приглашают парней и девушек в соотношении 50 на 50.
ХАСТЛ – собрание максимального количества незнакомых друг с другом молодых людей. Нередко для этого арендуют дачу или коттедж.
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА– мероприятие с большим количеством еды и алкоголя, с которого нельзя уходить до утра. А иногда оно затягивается и до трех суток.
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ ПОДРОСТКОВ
Родители обязаны предупредить детей об опасностях таких вечеринок. Напомнить, что большинство преступлений во время таких вечеринок совершается под воздействием алкоголя или запрещенных веществ. Если ситуация выходит из-под контроля, нужно немедленно собраться и уйти.
Научите своих детей правилам безопасности:
– не ездить на встречи к незнакомцам из интернета;
– мобильный телефон должен быть полностью заряжен;
– поставить номера родителей на быстрый набор;
–не употреблять алкоголь и наркотики;
–не оставлять личные вещи без присмотра;
– соблюдать железное правило вечеринок – с кем пришел, с тем и уходи.
Ваш ребёнок должен знать, что вы придете ему на помощь по первому сигналу и не будете ни за что ругать!
свернутьУВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ,
будьте внимательны к своим детям!
Если Вас беспокоит безопасность Вашего ребенка в сети Интернет, загляните на информационный ресурс pomogut.by.
Рекомендации специалиста:
как предотвратить развитие компьютерной зависимости у подростков
-всегда оговаривать время игры подростка на компьютере и точно сохранять эти рамки;
-больше времени общаться с подростком;
-больше времени проводить вместе, в совместной деятельности;
-запрещать играть в компьютерные игры перед сном;
-прививать подростку интерес к активным играм и физическим упражнениям;
-следить, чтобы игра в компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками;
-следует проводить обсуждение игр вместе с подростком, выбирать развивающие игры;
-показывать ребенку личный положительный пример;
-развивать любовь к здоровому образу жизни, общению с живой природой, декоративно – прикладным творчеством;
-при увлечении ЖИЗНЬЮ наши дети сумеют перенести ИНТЕРНЕТ в статус вспомогательного средства, источника информации, а не первичной виртуальной реальности.
Возникли проблемы? Звоните! Телефон доверия: 8 (0162) 40-62-26
свернуть
4 строгих «нельзя», которым стоит научить ребенка
7 сигналов, что вы жестоки со своим ребенком
Как понять, что ребенок подвергался домогательствам
Как сказывается травля на детской психике
6 важных фактов о травле в школе, которые лучше знать родителям
7 признаков, что родственник может представлять угрозу для вашего ребенка
Почему взрослые осознанно травят детей
Самые распространенные формы домашнего буллинг